Лента новостей
В результате ДТП с автобусом в Швейцарии пострадали десять россиян 11:34, Общество Вертолет Ми-8 совершил жесткую посадку в Томской области 11:13, Общество Путин поздравил Назарбаева с Днем независимости Казахстана 11:05, Политика Правила рождественского базара: как найти сокровища и не переплатить 10:47, РБК и Путешествие в Рождество Александр Овечкин установил личный рекорд в НХЛ 10:46, Спорт СК заявил об опасности обрушения после взрыва газа в доме в Вологде 10:36, Общество В штате Нью-Джерси запретили цирковые представления с дикими животными 10:17, Общество ЦИК отметила высокую явку на повторных выборах в Приморье 09:44, Общество Куда пойдет цена бензина: экономический тест для бизнесменов 09:43, РБК и Thomson Reuters Два человека погибли при пожаре в общежитии в Подмосковье 08:58, Общество Украинские СМИ узнали о роли Порошенко и Парубия в «спасении» собора УПЦ 08:52, Политика Секретный ингредиент итальянской кухни — для завтрака, обеда и ужина 08:29, РБК и Barilla Глава МВД США отверг обвинения в растрате бюджетных средств 08:21, Общество Из Китая в Москву вылетели более 280 туристов «Жемчужной реки» 07:54, Общество Отец стрелка из Страсбурга заявил о попытках отвратить сына от ИГ 06:57, Общество Наука отдыха: как научиться расслабляться при нехватке времени 06:43, РБК, Jardin и Greenfield Избирком обнародовал первые данные о явке на выборах главы Приморья 06:12, Общество Коалиция США нанесла авиаудар по мечети на востоке Сирии 05:27, Политика В Башкирии жертвами пожара стали трое детей 04:11, Общество США посоветовали ФРГ прислушаться к соседям по «Северному потоку-2» 03:53, Политика Смартфон Huawei P20 Pro: как сделать хит, опередивший время 03:40, РБК и Huawei В Португалии разбился медицинский вертолет 03:14, Общество Европейская киноакадемия назвала лучший фильм 2018 года 02:51, Общество В Вологде при взрыве газа погиб один и пострадали семь человек 01:35, Общество В Приморье стартовали повторные выборы губернатора 01:21, Политика Битва дизайнеров: как совместить в одном интерьере прошлое и настоящее 00:40, РБК и Экспострой на Нахимовском МЧС предупредило о тумане и гололеде в Москве 00:34, Общество На Украине объявили название новой церкви и титул предстоятеля 15 дек, 23:47, Общество
Разделение труда: как рождается мир дешевого такси?
Санкт-Петербург и область, 07 авг 2015, 14:07
0
Разделение труда: как рождается мир дешевого такси?
Перевозчиков хотят исключить из борьбы за клиента
Сервисы по вызову такси раскрыли модель, к которой ведут российский рынок таксомоторных перевозок. Основная идея - максимальное разделение труда между независимыми компаниями в противовес классическим таксопаркам, которые сами закупают машины, нанимают водителей и принимают звонки от клиентов. Таксопарки критикуют эту модель за несправедливое распределение затрат и рычагов влияния, а также предрекают потерю качества из-за того, что перевозчики выпадают из борьбы за клиента.

Дивный новый мир

Представители сервисов по вызову такси рассказали, как они видят новую модель, к которой движется рынок таксомоторных перевозок в России. На III Международном евразийском форуме такси в Петербурге руководитель сервиса Яндекс.Такси Тигран Худавердян представил будущий рынок как цепочку независимых поставщиков услуг от лизинга машины до связи с клиентом — в противовес классическим таксомоторным паркам, которые объединяют все функции в рамках одной компании.

По мнению Т.Худавердяна, таксомоторный рынок сегодня идет к разделению труда между компаниями. В такой модели услугу по перевозке пассажира оказывает непосредственно водитель, который может быть зарегистрирован как индивидуальный предприниматель с соответствующим разрешением. Компания-таксопарк оказывает водителю услугу по лизингу автомобиля, а также ряд сопутствующих услуг — техобслуживание машины, обязательный по закону предрейсовый медосмотр и техосмотр, размещение рекламы на машине для дополнительного дохода. Сервис по вызову такси, в свою очередь, связывает водителей и пассажиров, а также контролирует, чтобы водитель имел разрешение на перевозку.

Дробление может быть и еще более мелким. Как рассказал директор службы заказа такси «Максим» Максим Шушарин, его компания (формально зарегистрированная как оператор связи) отдает на аутсорсинг все полномочия, какие возможно. Например, услуги колл-центра для «Максима» оказывает сторонний поставщик.

Борьба за клиента

Классические таксопарки не хотят мириться со своей ролью в предложенной модели. «Один участник рынка замыкает на себя клиентский поток и управляет другим участником рынка, он может дать или не дать водителю заказ, влиять на его доход», - пояснил одну из причин несогласия председатель координационного совета профессиональных объединений такси Сергей Марценюк.

Действительно, один из слушателей обсуждения привел пример водителя, который из-за конфликта с одним из сервисов не мог получить от него заказ в течение месяца. По мнению С.Марценюка, если таксист пользуется услугами сервиса, сервис должен нести перед ним ответственность за поток клиентов и простои сверх оговоренного времени.

Таксопарки также критикуют сервисы за то, каких водителей те привлекают — вплоть до обвинений в использовании нелегалов. Хотя Яндекс.Такси и GetTaxi заявляют, что проверяют разрешения на перевозку у всех своих водителей, классические таксомоторы полагают, что этого недостаточно. «Разрешение давно стало большой фикцией. Огромное количество людей получило разрешение и закрыло ИП сразу после этого, а множество компаний по фиктивной схеме делают документы всем подряд», - рассказал гендиректор ООО «Городское такси 068» Борис Шокальский. Правда, в ответ на это Т.Худавердян предложил таксопаркам обратить внимание на собственных водителей.

Еще одна проблема — утрата таксопарками собственных брендов. Пассажиру становится неважно, какое именно такси приедет по заказу через мобильное приложение. «Сейчас нет борьбы за заказы, идет борьба между диспетчерскими службами за таксопарки и водителей. В дальнейшем, если ничего не изменится на законодательном уровне, таксопарков с собственным брендом и, соответственно, работой на качество больше не будет», - обрисовала последствия директор некоммерческого партнерства «Таксомоторные перевозчики Сибири» Ирина Зарипова.

Спорные расчеты

И.Зарипова также отметила, что многие таксопарки сегодня вынуждены сдавать часть своих машин в лизинг частникам, просто чтобы получать какой-то доход в условиях жесткой ценовой конкуренции и демпинга со стороны сервисов. Тарифы на перевозки — один из основных камней преткновения между сервисами и таксопарками.

Таксопарки в этом споре напирают на себестоимость перевозки, которая часто выше, чем тарифы сервисов. Они считают несправедливым, что основная доля затрат и рычаги влияния на цены находятся в разных руках. «Мы несем затраты по полному циклу. А конкурируют между собой диспетчерские службы и приложения, и они устанавливают цены», - посетовал гендиректор ООО «Новая транспортная компания» Феликс Маргарян.

Сервисы, в свою очередь, доказывают, что снижают цены обоснованно, и таксопаркам стоит внимательно пересчитать затраты. «Года 3-4 назад каждый таксист ехал на каждый заказ в среднем 30-40 минут. Этот холостой пробег, который оплачивал водитель, составлял 50% стоимости перевозки. Сейчас за счет новых технологий, которые позволяют вызвать ближайшую машину, фактор холостого пробега практически полностью убран», - отметил гендиректор GetTaxi Виталий Крылов.

Правовое поле

Часть перечисленных противоречий призван снять готовящийся сейчас проект поправок в федеральное законодательство о такси. Во-первых, он закрепляет особенности агентского договора между сервисами заказа и перевозчиками и, таким образом, должен ввести сервисы в общее правовое поле для участников таксомоторного рынка.

Во-вторых, поправки обязывают службы заказа проверять разрешения у перевозчиков и постоянно следить за тем, являются ли эти разрешения действующими. Для облегчения такого контроля региональных чиновников обяжут публиковать в режиме онлайн реестр выданных и отозванных разрешений на перевозку пассажиров. За отсутствие у перевозчика разрешения служба заказа будет нести административную ответственность — вплоть до приостановки деятельности.

Как сообщил замминистра транспорта РФ Николай Асаул, поправки уже прошли общественные обсуждения и доработку в Минтрансе и могут быть приняты в ходе осенней сессии Госдумы.

Кроме того, некоторые участники рынка предлагают отрегулировать и тарифы. Так, член правления Ассоциации диспетчерских служб такси Оксана Серебрякова высказалась за установление нижней планки тарифа для всех компаний.

Эта инициатива обсуждается уже давно, и ее отрицательно воспринимает Федеральная антимонопольная служба. «ФАС России не поддерживает установление единых гостарифов на услуги такси и считает эту меру вредной для развития рынка таксомоторных перевозок. Компании должны конкурировать по цене и качеству», - сказал замначальника управления контроля транспорта ФАС Алексей Горлинский. По его мнению, единая цена для всех такси возможна только в отдельных случаях, например, в аэропортах и на вокзалах.