«Долговая петля»: что не так с бюджетом Петербурга
Законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло 3 июня во втором, ключевом, чтении законопроект о корректировке городского бюджета на 2020 год в редакции, подготовленной бюджетно-финансовым комитетом парламента (БФК). По сравнению с исходным вариантом в ней учтены только две поправки — одна, внесенная губернатором, и вторая, предложенная депутатской фракцией «Единая Россия». Парламентское большинство не захотело восстанавливать серьезно сокращенные жилищные программы, статьи на строительство метро и другие, которые предлагали депутаты от оппозиционных фракций, хотя они и Контрольно-счетная палата указывали на источники средств — неэффективные и необоснованные расходы.
Поддержали бизнес и врачей
Поправка губернатора учитывает утвержденный правительством Петербурга «второй пакет» мер поддержки бизнеса в условиях введенных противоэпидемических ограничений, что дополнительно сокращает доходы города. В то же время, в том числе за счет целевых поступлений из федерального бюджета в рамках борьбы с эпидемией COVID-19, увеличены расходы на стимулирующие выплаты медицинским работникам в размере 2,881 млрд руб., на оснащение создаваемого (перепрофилируемого) коечного фонда (781 млн руб.), на стимулирующие выплаты социальным работникам (155 млн руб). В целом, с учетом дополнительных ассигнований из бюджета Петербурга, расходы увеличиваются на 7,801 млрд руб., и будут направлены, как отметил председатель комитета финансов Алексей Корабельников, на обеспечение статей бюджета социального характера в сферах здравоохранения, образования и социальной поддержки граждан.
Резервный фонд правительства Петербурга увеличивается на 1 млрд руб. и составит в итоге 32 млрд руб — «в целях финансирования мероприятий, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции, а также обеспечения возможности оказания оперативных мер поддержки нуждающимся». Также в губернаторской поправке учтено пожелание некоторых депутатов восстановить ассигнования в размере 500 млн руб. на садово-парковое хозяйство города. В Адресной инвестиционную программу (АИП) внесены малосущественные изменения, как отмечается в сообщении пресс-службы ЗакСа.
Согласно поправке фракции «Единая Россия», увеличены расходы на закупку медицинского оборудования, расходных материалов для обеспечения противоэпидемических мероприятий, для противопожарных целей в медицинских учреждениях. Также предусмотрена финансовая поддержка учреждений культуры, вынужденных приостановить работу из-за эпидемии коронавируса.
Жилищные программы не восстановлены
ЗакС отверг все поправки депутатов оппозиционных фракций. В частности, предложения руководителя фракции «Яблоко» Бориса Вишневского. Депутат предлагал восстановить расходы на программу «Молодёжи — доступное жилье», сокращенные на 2,9 млрд руб., на программу «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге», сокращенную на 2,1 млрд руб. и на строительство метро, бюджет которого обрезали на 3 млрд руб. Средства он предлагал перенаправить с неэффективных или вовсе ненужных статей, например, субсидирования спортивных команд, таких как богатейший клуб России — ФК «Зенит», чьи владельцы и спонсоры «вполне могут сами решить все финансовые проблемы команды». Также он считает, что социальную ответственность могли бы проявить «тайные концессионеры ЗСД», отказавшись от 3 млрд руб. прибыли в пользу города в трудные времена. Да и Смольный мог бы, в свою очередь, воздержаться хотя бы в этот раз от проведения второстепенных мероприятий, на которые запланировано 900 млн руб. и сократить увеличение своего Резервного фонда.
Восстановить финансирование капремонта предлагали депутаты фракции «Справедливая Россия» Алексей Ковалев, Надежда Тихонова и Александр Егоров. Они считают несправедливым, что Смольный, сокращая бюджетное финансирование в 10 раз (с 3 млрд руб до 0,3 млрд руб), сохраняет взносы граждан на капремонт в прежнем объеме. Эсеры, как и «яблочники», выступают против намерения радикально сократить жилищные программы. В своей поправке они предлагали также сохранить 7 млрд руб., предназначенные для выкупа у застройщиков детсадов, школ и жилых помещений для льготников. Необходимые средства эсеры, как и «яблочники» хотели перенаправить из Резервного фонда и затрат на ЗСД, в частности, предназначенные для строительства развязки ЗСД с будущего ВСД.
У аудиторов есть вопросы
На некорректность выделения 1 млрд руб. на эту развязку обратила внимание Контрольно-счетная палата Петербурга (КСП), указавшая в своем заключении, что «это сделано в отсутствие утвержденной, прошедшей экспертизу проектной документации и в отсутствие расходных обязательств Санкт-Петербурга, что нарушает требования Бюджетного Кодекса РФ». КСП указывает и на другие сомнительные, по ее мнению, расходы.
Так, в заключении аудиторов говорится, что «в нарушение п.2 ст.26 Закона Санкт-Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге» в составе материалов к законопроекту в ряде случаев представлены обоснования не предлагаемых изменений по целевым статьям, а расчет на всю сумму расходов. По указанной причине не представляется возможным установить цель и проверить обоснованность выделения дополнительных бюджетных ассигнований в сумме 13,086 млрд руб., предусмотренных по 30 целевым статьям для 11 главных распорядителей бюджетных средств».
В частности, КСП обращает внимание на то, что ОАО «Дворец спорта» предоставлена реструктуризация 15,5 млн руб. задолженности путем продление срока исполнения денежного обязательства почти на 2 года — до 31 декабря 2022 года. «При этом ни в законопроекте, ни в материалах и расчетах к нему не содержится какого-либо обоснования представленной реструктуризации», — отмечает КСП.
«Сомнительные расходы» сохранены
Несмотря на возражения депутатов оппозиционных фракций и КСП, никакие «сомнительные расходы» сокращены не были, утверждает руководитель фракции «Партия роста» Оксана Дмитриева. «Даже Продовольственному фонду, который никакие товарные интервенции давно не производит, бюджет в 190 млн руб. не сократили. Сохранено финансирование даже таких бессмысленных программ, как воспитание патриотизма, укрепление общественного согласия, сохранение государственной тайны, на развитие событийного туризма, что особенно удивительно в период запретов на массовые мероприятия и на въезд иностранцев, — недоумевает депутат. — Эти программы тянут на 1 млрд, который разумнее направить на сокращенные жилищные программы. Также концессионер трамвайного проекта «Чижик» мог бы в порядке социальной ответственности бизнеса в нынешние трудные времена пожертвовать городу 2,2 млрд компенсации недополученной прибыли. Как и концессионер ЗСД, которому также заложено 3 млрд на компенсацию недополученной прибыли». А всего, по ее мнению, за счет сокращения неэффективных расходов можно было собрать примерно 10 млрд руб., которых хватило бы на восстановление важных для петербуржцев программ. Вместо этого город увеличивает свои долги, только обслуживание которых обойдется в 7 млрд руб. в год, что равно затратам на все жилищные программы, утверждает Оксана Дмитриева.
В ситуации, когда следующий год будет не лучше нынешнего, а возможно даже хуже, она считает неправильным отказ Смольного от поддержки со стороны федерального бюджета. «Нужно ставить вопрос о покрытии дефицита региональных бюджетов из федерального бюджета, который, в свою очередь, должен использовать средства ФНБ, что равнозначно дополнительной эмиссии. Но лучше эмиссия, чем долговая петля», — считает эксперт.
Справка
В результате корректировки, с учетом поправки Губернатора бюджет на 2020 год будет иметь следующие характеристики: доходы — 573 823,3 млн руб. (примерно на 15% меньше, чем в исходном Бюджете на 2020 год); расходы — 684 955,0; млн руб. (снижены на 6,9%, по сравнению с исходным Бюджетом на 2020 год); дефицит — 111 131,7 млн руб. (19% от общего объема доходов без учета безвозмездных поступлений).
Наибольшему сокращению подверглись расходы по разделам: «Национальная экономика» — на 26,0 млрд рублей (на 16,6%), «Жилищно-коммунальное хозяйство» — на 25,8 млрд рублей (на 33,7%), «Образование» — на 10,6 млрд рублей (на 6%), «Культура, кинематография» — на 2,4 млрд рублей (на 9,9%), «Социальная политика» — на 2,5 млрд рублей (на 1,9%), «Физическая культура и спорт» — на 2,8 млрд рублей (на 15,6%). Помимо прочих статей, серьезно, на 50% (на 29 млрд руб.), сокращена региональная часть финансирования национальных проектов, на 16,3% (на 8 млрд руб.) сокращен Дорожный фонд Санкт-Петербурга, на 33% (на 33,2 млрд руб.) — АИП.
Увеличены бюджетные ассигнования по разделам: «Общегосударственные вопросы» — на 21,3 млрд рублей (на 52,1%), «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» — на 517 млн рублей (на 59,3%), «Национальная оборона» — на 7,3 млн рублей (на 9,6%).
Структура приоритетных направлений сохранена. По-прежнему на первом месте планируются обязательства по разделу «Образование» — 24,5% в общем объеме расходов (в принятом Бюджете — 24,2%), на втором — «Национальная экономика» — 19,4% (21,6%), на третьем — «Социальная политика» — 18,8% (17,8%), на четвертом — «Здравоохранение» — 13,3% (12,4%), на пятом — «Жилищно-коммунальное хозяйство» — 7,5% (10,5%).
Повтор публикации от 03.06.2020