Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Микросон и усталость: искусственный интеллект не даст заснуть водителю Партнерский проект, 08:24
Два человека погибли и 42 пострадали в ДТП с автобусом в Турции Общество, 08:10
Постпред Крыма заявил о «нежизнеспособности» Украины Политика, 08:01
Россияне назвали силовиков самой нежеланной партией для брака Общество, 08:00
Reuters узнал, что в КНДР сочли неискренней помощь США по COVID-19 Политика, 07:39
Tages Anzeiger узнала о снятии Швейцарией санкций с «Еврохима» Политика, 06:31
Четыре человека погибли и 875 тыс. домов обесточены из-за гроз в Канаде Общество, 06:21
Байден заявил, что не обеспокоен из-за возможного ядерного испытания КНДР Политика, 06:15
Минобороны сообщило об эвакуации жителей востока Украины под обстрелами Политика, 05:46
«Известия» сообщили о падении продаж застройщиков до 99% в апреле Бизнес, 05:18
В КНДР сообщили об успешных мерах по борьбе с «лихорадкой» в стране Политика, 04:47
CNBC сообщил об увеличении случаев дезертирств среди моряков ВМС США Политика, 04:19
Премьер Чехии назвал восстановление Украины одним из приоритетов страны Политика, 04:04
Президент Польши приехал в Киев, чтобы выступить в Верховной Раде Политика, 03:42
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Креатив до востребования: Петербургу обещают новый шанс на развитие

Проект «Порт Севкабель» — пример того, как креативные пространства могут преображать питерскую среду
Проект «Порт Севкабель» — пример того, как креативные пространства могут преображать питерскую среду (Фото: sevcableport.ru)

Одной из новостей прошедшего в Петербурге экономического форума стали планы Почты России преобразовать в креативное пространство исторический комплекс зданий Главпочтамта рядом с Исаакиевским собором. По данным исследования «Жизнь и смерть креативных пространств», проведенного в 2019 году Лабораторией качества городской жизни QULLAB, каждый год в городе появляется порядка 20 пространств, которые в той или иной степени обладают признаками «креативных». Многие эксперты скептически оценивают подобные проекты, поскольку их экономическая модель зачастую не ясна. Однако, как считает руководитель архитектурно-градостроительного форсайта РБК Петербург Федор Гаврилов, именно эта не до конца сформированная индустрия может стать новой точкой роста для городской экономики. Правда, при определенных условиях:

«История с появлением и распространением креативных пространств в Петербурге — очень российская история. Начнем с того, что нигде в мире таких «пространств» нет, есть прагматические, функциональные креативные кластеры. У нас же, несмотря на многочисленные исследования, креативным пространством именуют любую накрытую кровлей пустоту, в которой есть какая-то изюминка и на которую нет определенных планов.

Предприниматели называют креативными пространствами лофты, приспособленные под офисы. После разорения завода пустуют цеха? Рекламируем как креативное пространство. Чиновники — те уж совсем не стесняют себя. Городская тюрьма переезжает в новое здание, а со старым что делать? Заявляем креативное пространство. И так далее, и тому подобное. Смысловой вакуум в сочетании с политической и экономической неопределенностью, возникшие на переходе от советского прошлого к посткапиталистическому будущему, требовали, применительно к значительной части питерской недвижимости, своего названия. В какой-то момент оно нашлось. И я думаю, что для Петербурга это идеальный шанс на новое развитие.

Федор Гаврилов, руководитель архитектурно-градостроительного форсайта РБК Петербург
 
Федор Гаврилов, руководитель архитектурно-градостроительного форсайта РБК Петербург   (Фото: Роман Пименов/Интерпресс)

Во II веке нашей эры римский император Адриан, известный своей эллинофилией, придумал новое назначение для греческих Афин, чей золотой век давно прошел. Рим виделся императору административным, военным, может быть, религиозным центром государства. А Афинам, которые он так любил, Адриан предначертал судьбу средиземноморской культурной столицы. Потратился на водоснабжение, возобновил строительство грандиозных храмов, брошенное за столетия до него. Поощрил, говоря сегодняшним языком, университеты, направил в Афины туристический поток из метрополии. Вам это ничего не напоминает?

В Петербурге на наших глазах складывается удивительный паззл из следующих кусочков: сотни тысяч квадратных метров опустевших дворцов, казарм, заводов, которые ждут своего применения; сотни тысяч прекрасных, любовно взлелеянных старшими поколениеми молодых людей из поколения Z, готовых наполнить эти пустующие пространства в качестве акторов (они же, в известном смысле, актёры) и зрителей; лендлорды, у которых есть необходимость занять чем-то благоприобретенное в лихие и тучные годы имущество, а хороших вариантов нет или совсем мало; менеджеры, у которых есть опыт, средства и вкус, чтобы управлять этими пространствами, наполнять их существование культурным смыслом с какой-то, пусть минимальной, экономической эффективностью. Наконец, в Петербурге, несмотря на усилия многих поколений городского начальства, опять и опять самовоспроизводится неформальная, не казенная, собственно, креативная традиция, которая, в сочетании с вечными ценностями, делает наш культурный сплав уникальным.

Есть двигатель, а есть движитель. Движитель, подсказывает нам энциклопедия, — это устройство, преобразующее энергию внешнего источника, через взаимодействие со средой, в полезную работу. Например, колесо или парус. И петербургские креативные пространства ближайшего будущего могут стать этим колесом или парусом, который придаст городу ускорение. Поскольку и среда, и двигатель внутреннего сгорания — или, метафорически, горения — прекрасные, образованные, незанятые люди — в наличии.

Pro
Почему обвалились продажи NFT
Pro
Фото: Kimberly White / Stringer На США надвигается рецессия. Как действуют Джордж Сорос и Рэй Далио
Pro
Фото: Hulki Okan Tabak / Unsplash Как изменились условия покупки ВНЖ за границей из-за санкций: обзор
Pro
Экономика РФ вступила в период изменений. Как это сказывается на банках
Pro
Фото: Zuma \ ТАСС Профессия продавца все еще не престижна: что ее ждет в будущем
Pro
Какие риски появились у искусственного интеллекта в эпоху перемен
Pro
Фото: Shutterstock Риск вечного «медвежьего» рынка реален. В каких акциях пересидеть падение
Pro
Как уволить гендиректора и при этом не оставить компанию на мели

Наконец, в нескольких часах езды живет своей жизнью огромный, богатый «третий Рим», который давно любит идею «культурной столицы» и готов ей платить, если она предложит что-то интересное. Традиционные чудеса — Эрмитаж, разведенные мосты, эпическое безобразие на улице Рубинштейна и громада Лахта-центра — хороши, но быстро исчерпываются. Десятки (пока десятки, на подходе, уверен, сотни) «креативных пространств» — где Россия поворачивается к гостю молодой, симпатичной своей стороной, — это то, что нужно столице. И это именно то, что мы в наших «северных Афинах» можем ей предложить.

Разумеется, тут есть над чем работать — заглядывая вперед, можно предположить, что скоро пространств у нас будет больше, чем наличного креатива, его запасы надо пополнять, нам надо импортировать в город творческих людей со всей страны и из-за её пределов. Но коллективные усилия разных городских сообществ, несомненно, окупятся. И однажды это пустое словосочетание — «креативные пространства» — применительно к Петербургу освободится от бремени кавычек».


Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции.