Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
На что Валерий Меладзе тратит больше всего денег РБК и ВТБ Привилегия, 02:50 В Петербурге вступил в силу запрет на ночную работу баров и ресторанов Общество, 02:47 Алиев заявил о ежедневных поставках Армении оружия из-за рубежа Политика, 02:39 В Нагорном Карабахе сообщили о готовности соблюдать условия перемирия Политика, 02:10 Эксперты назвали увеличивающие количество рекламы приложения для Android Технологии и медиа, 01:45 На танкере в Ла-Манше задержали безбилетников за угрозу экипажу Общество, 01:41 Откройте для себя Россию: десять мест для автопутешествий РБК и Cordiant, 01:35 МИД Франции отреагировал на призывы к бойкоту французской продукции Политика, 01:13 Правительство Украины отказалось от очных заседаний из-за коронавируса Политика, 01:00 Рогозин назвал бессмысленной новую лунную гонку Общество, 00:39 Как добывают уран «РБК Стиль» и «Росатом», 00:15 На Украине поддержали легализацию каннабиса и сокращение числа депутатов Политика, 00:14 «Союз-2» со спутником «Глонасс-К» стартовал с космодрома Плесецк Общество, 00:11 В Петербурге разрешили не пускать в транспорт пассажиров без масок Общество, 00:00
С.-Петербург ,  
0 

Креатив до востребования: Петербургу обещают новый шанс на развитие

Проект «Порт Севкабель» — пример того, как креативные пространства могут преображать питерскую среду
Проект «Порт Севкабель» — пример того, как креативные пространства могут преображать питерскую среду (Фото: sevcableport.ru)

Одной из новостей прошедшего в Петербурге экономического форума стали планы Почты России преобразовать в креативное пространство исторический комплекс зданий Главпочтамта рядом с Исаакиевским собором. По данным исследования «Жизнь и смерть креативных пространств», проведенного в 2019 году Лабораторией качества городской жизни QULLAB, каждый год в городе появляется порядка 20 пространств, которые в той или иной степени обладают признаками «креативных». Многие эксперты скептически оценивают подобные проекты, поскольку их экономическая модель зачастую не ясна. Однако, как считает руководитель архитектурно-градостроительного форсайта РБК Петербург Федор Гаврилов, именно эта не до конца сформированная индустрия может стать новой точкой роста для городской экономики. Правда, при определенных условиях:

«История с появлением и распространением креативных пространств в Петербурге — очень российская история. Начнем с того, что нигде в мире таких «пространств» нет, есть прагматические, функциональные креативные кластеры. У нас же, несмотря на многочисленные исследования, креативным пространством именуют любую накрытую кровлей пустоту, в которой есть какая-то изюминка и на которую нет определенных планов.

Предприниматели называют креативными пространствами лофты, приспособленные под офисы. После разорения завода пустуют цеха? Рекламируем как креативное пространство. Чиновники — те уж совсем не стесняют себя. Городская тюрьма переезжает в новое здание, а со старым что делать? Заявляем креативное пространство. И так далее, и тому подобное. Смысловой вакуум в сочетании с политической и экономической неопределенностью, возникшие на переходе от советского прошлого к посткапиталистическому будущему, требовали, применительно к значительной части питерской недвижимости, своего названия. В какой-то момент оно нашлось. И я думаю, что для Петербурга это идеальный шанс на новое развитие.

Федор Гаврилов, руководитель архитектурно-градостроительного форсайта РБК Петербург
 
Федор Гаврилов, руководитель архитектурно-градостроительного форсайта РБК Петербург   (Фото: Роман Пименов/Интерпресс)

Во II веке нашей эры римский император Адриан, известный своей эллинофилией, придумал новое назначение для греческих Афин, чей золотой век давно прошел. Рим виделся императору административным, военным, может быть, религиозным центром государства. А Афинам, которые он так любил, Адриан предначертал судьбу средиземноморской культурной столицы. Потратился на водоснабжение, возобновил строительство грандиозных храмов, брошенное за столетия до него. Поощрил, говоря сегодняшним языком, университеты, направил в Афины туристический поток из метрополии. Вам это ничего не напоминает?

В Петербурге на наших глазах складывается удивительный паззл из следующих кусочков: сотни тысяч квадратных метров опустевших дворцов, казарм, заводов, которые ждут своего применения; сотни тысяч прекрасных, любовно взлелеянных старшими поколениеми молодых людей из поколения Z, готовых наполнить эти пустующие пространства в качестве акторов (они же, в известном смысле, актёры) и зрителей; лендлорды, у которых есть необходимость занять чем-то благоприобретенное в лихие и тучные годы имущество, а хороших вариантов нет или совсем мало; менеджеры, у которых есть опыт, средства и вкус, чтобы управлять этими пространствами, наполнять их существование культурным смыслом с какой-то, пусть минимальной, экономической эффективностью. Наконец, в Петербурге, несмотря на усилия многих поколений городского начальства, опять и опять самовоспроизводится неформальная, не казенная, собственно, креативная традиция, которая, в сочетании с вечными ценностями, делает наш культурный сплав уникальным.

Есть двигатель, а есть движитель. Движитель, подсказывает нам энциклопедия, — это устройство, преобразующее энергию внешнего источника, через взаимодействие со средой, в полезную работу. Например, колесо или парус. И петербургские креативные пространства ближайшего будущего могут стать этим колесом или парусом, который придаст городу ускорение. Поскольку и среда, и двигатель внутреннего сгорания — или, метафорически, горения — прекрасные, образованные, незанятые люди — в наличии.

Наконец, в нескольких часах езды живет своей жизнью огромный, богатый «третий Рим», который давно любит идею «культурной столицы» и готов ей платить, если она предложит что-то интересное. Традиционные чудеса — Эрмитаж, разведенные мосты, эпическое безобразие на улице Рубинштейна и громада Лахта-центра — хороши, но быстро исчерпываются. Десятки (пока десятки, на подходе, уверен, сотни) «креативных пространств» — где Россия поворачивается к гостю молодой, симпатичной своей стороной, — это то, что нужно столице. И это именно то, что мы в наших «северных Афинах» можем ей предложить.

Разумеется, тут есть над чем работать — заглядывая вперед, можно предположить, что скоро пространств у нас будет больше, чем наличного креатива, его запасы надо пополнять, нам надо импортировать в город творческих людей со всей страны и из-за её пределов. Но коллективные усилия разных городских сообществ, несомненно, окупятся. И однажды это пустое словосочетание — «креативные пространства» — применительно к Петербургу освободится от бремени кавычек».


Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции.