Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
«Азов» ответил на запрос конгрессменов США признать полк террористическим Политика, 10:07 «График Bitcoin выглядит ужасно»: Шифф предсказал падение цены еще на 76% Крипто, 10:04 Всюду мерч: как заработать на вещах с символикой вашего бренда Pro, 10:03 Прирожденный предприниматель: определите свой бизнес-уровень РБК и HUAWEI, 09:58 Российское судно у берегов Норвегии подало сигнал SOS Общество, 09:57 Россияне назвали самую бесполезную бытовую технику Общество, 09:37 «Ведомости» узнали о предложении изменить налоговый режим для холдингов Бизнес, 09:35 Партия Трюдо победила на парламентских выборах в Канаде Политика, 09:30 Короткий метр: почему девелоперы сокращают площади элитных квартир РБК и Элитная недвижимость, 09:28 Безотходная экономика: мода или необходимость Зеленая экономика, 09:21  McDonald's, ОФЗ, X5 Retail: за какими котировками следить сегодня Quote, 09:17 Император Японии объявил о восшествии на престол Политика, 09:12 Страна «разливаек»: как нужно трансформировать алкорынок РФ. Часть 2 Pro, 09:08 Forbes сообщил о росте состояния миллиардера Богуславского на $600 млн Бизнес, 09:04
С.-Петербург ,  
0 
Креатив до востребования: Петербургу обещают новый шанс на развитие
Проект «Порт Севкабель» — пример того, как креативные пространства могут преображать питерскую среду (Фото: sevcableport.ru)

Одной из новостей прошедшего в Петербурге экономического форума стали планы Почты России преобразовать в креативное пространство исторический комплекс зданий Главпочтамта рядом с Исаакиевским собором. По данным исследования «Жизнь и смерть креативных пространств», проведенного в 2019 году Лабораторией качества городской жизни QULLAB, каждый год в городе появляется порядка 20 пространств, которые в той или иной степени обладают признаками «креативных». Многие эксперты скептически оценивают подобные проекты, поскольку их экономическая модель зачастую не ясна. Однако, как считает руководитель архитектурно-градостроительного форсайта РБК Петербург Федор Гаврилов, именно эта не до конца сформированная индустрия может стать новой точкой роста для городской экономики. Правда, при определенных условиях:

«История с появлением и распространением креативных пространств в Петербурге — очень российская история. Начнем с того, что нигде в мире таких «пространств» нет, есть прагматические, функциональные креативные кластеры. У нас же, несмотря на многочисленные исследования, креативным пространством именуют любую накрытую кровлей пустоту, в которой есть какая-то изюминка и на которую нет определенных планов.

Предприниматели называют креативными пространствами лофты, приспособленные под офисы. После разорения завода пустуют цеха? Рекламируем как креативное пространство. Чиновники — те уж совсем не стесняют себя. Городская тюрьма переезжает в новое здание, а со старым что делать? Заявляем креативное пространство. И так далее, и тому подобное. Смысловой вакуум в сочетании с политической и экономической неопределенностью, возникшие на переходе от советского прошлого к посткапиталистическому будущему, требовали, применительно к значительной части питерской недвижимости, своего названия. В какой-то момент оно нашлось. И я думаю, что для Петербурга это идеальный шанс на новое развитие.

Федор Гаврилов, руководитель архитектурно-градостроительного форсайта РБК Петербург   (Фото: Роман Пименов/Интерпресс)

Во II веке нашей эры римский император Адриан, известный своей эллинофилией, придумал новое назначение для греческих Афин, чей золотой век давно прошел. Рим виделся императору административным, военным, может быть, религиозным центром государства. А Афинам, которые он так любил, Адриан предначертал судьбу средиземноморской культурной столицы. Потратился на водоснабжение, возобновил строительство грандиозных храмов, брошенное за столетия до него. Поощрил, говоря сегодняшним языком, университеты, направил в Афины туристический поток из метрополии. Вам это ничего не напоминает?

В Петербурге на наших глазах складывается удивительный паззл из следующих кусочков: сотни тысяч квадратных метров опустевших дворцов, казарм, заводов, которые ждут своего применения; сотни тысяч прекрасных, любовно взлелеянных старшими поколениеми молодых людей из поколения Z, готовых наполнить эти пустующие пространства в качестве акторов (они же, в известном смысле, актёры) и зрителей; лендлорды, у которых есть необходимость занять чем-то благоприобретенное в лихие и тучные годы имущество, а хороших вариантов нет или совсем мало; менеджеры, у которых есть опыт, средства и вкус, чтобы управлять этими пространствами, наполнять их существование культурным смыслом с какой-то, пусть минимальной, экономической эффективностью. Наконец, в Петербурге, несмотря на усилия многих поколений городского начальства, опять и опять самовоспроизводится неформальная, не казенная, собственно, креативная традиция, которая, в сочетании с вечными ценностями, делает наш культурный сплав уникальным.

Есть двигатель, а есть движитель. Движитель, подсказывает нам энциклопедия, — это устройство, преобразующее энергию внешнего источника, через взаимодействие со средой, в полезную работу. Например, колесо или парус. И петербургские креативные пространства ближайшего будущего могут стать этим колесом или парусом, который придаст городу ускорение. Поскольку и среда, и двигатель внутреннего сгорания — или, метафорически, горения — прекрасные, образованные, незанятые люди — в наличии.

Наконец, в нескольких часах езды живет своей жизнью огромный, богатый «третий Рим», который давно любит идею «культурной столицы» и готов ей платить, если она предложит что-то интересное. Традиционные чудеса — Эрмитаж, разведенные мосты, эпическое безобразие на улице Рубинштейна и громада Лахта-центра — хороши, но быстро исчерпываются. Десятки (пока десятки, на подходе, уверен, сотни) «креативных пространств» — где Россия поворачивается к гостю молодой, симпатичной своей стороной, — это то, что нужно столице. И это именно то, что мы в наших «северных Афинах» можем ей предложить.

Разумеется, тут есть над чем работать — заглядывая вперед, можно предположить, что скоро пространств у нас будет больше, чем наличного креатива, его запасы надо пополнять, нам надо импортировать в город творческих людей со всей страны и из-за её пределов. Но коллективные усилия разных городских сообществ, несомненно, окупятся. И однажды это пустое словосочетание — «креативные пространства» — применительно к Петербургу освободится от бремени кавычек».


Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции.

Задайте вопрос Максиму Орешкину
Министр ответит на самые популярные из них в онлайне на РБК