Креатив до востребования: Петербургу обещают новый шанс на развитие
Одной из новостей прошедшего в Петербурге экономического форума стали планы Почты России преобразовать в креативное пространство исторический комплекс зданий Главпочтамта рядом с Исаакиевским собором. По данным исследования «Жизнь и смерть креативных пространств», проведенного в 2019 году Лабораторией качества городской жизни QULLAB, каждый год в городе появляется порядка 20 пространств, которые в той или иной степени обладают признаками «креативных». Многие эксперты скептически оценивают подобные проекты, поскольку их экономическая модель зачастую не ясна. Однако, как считает руководитель архитектурно-градостроительного форсайта РБК Петербург Федор Гаврилов, именно эта не до конца сформированная индустрия может стать новой точкой роста для городской экономики. Правда, при определенных условиях:
«История с появлением и распространением креативных пространств в Петербурге — очень российская история. Начнем с того, что нигде в мире таких «пространств» нет, есть прагматические, функциональные креативные кластеры. У нас же, несмотря на многочисленные исследования, креативным пространством именуют любую накрытую кровлей пустоту, в которой есть какая-то изюминка и на которую нет определенных планов.
Предприниматели называют креативными пространствами лофты, приспособленные под офисы. После разорения завода пустуют цеха? Рекламируем как креативное пространство. Чиновники — те уж совсем не стесняют себя. Городская тюрьма переезжает в новое здание, а со старым что делать? Заявляем креативное пространство. И так далее, и тому подобное. Смысловой вакуум в сочетании с политической и экономической неопределенностью, возникшие на переходе от советского прошлого к посткапиталистическому будущему, требовали, применительно к значительной части питерской недвижимости, своего названия. В какой-то момент оно нашлось. И я думаю, что для Петербурга это идеальный шанс на новое развитие.
Во II веке нашей эры римский император Адриан, известный своей эллинофилией, придумал новое назначение для греческих Афин, чей золотой век давно прошел. Рим виделся императору административным, военным, может быть, религиозным центром государства. А Афинам, которые он так любил, Адриан предначертал судьбу средиземноморской культурной столицы. Потратился на водоснабжение, возобновил строительство грандиозных храмов, брошенное за столетия до него. Поощрил, говоря сегодняшним языком, университеты, направил в Афины туристический поток из метрополии. Вам это ничего не напоминает?
В Петербурге на наших глазах складывается удивительный паззл из следующих кусочков: сотни тысяч квадратных метров опустевших дворцов, казарм, заводов, которые ждут своего применения; сотни тысяч прекрасных, любовно взлелеянных старшими поколениеми молодых людей из поколения Z, готовых наполнить эти пустующие пространства в качестве акторов (они же, в известном смысле, актёры) и зрителей; лендлорды, у которых есть необходимость занять чем-то благоприобретенное в лихие и тучные годы имущество, а хороших вариантов нет или совсем мало; менеджеры, у которых есть опыт, средства и вкус, чтобы управлять этими пространствами, наполнять их существование культурным смыслом с какой-то, пусть минимальной, экономической эффективностью. Наконец, в Петербурге, несмотря на усилия многих поколений городского начальства, опять и опять самовоспроизводится неформальная, не казенная, собственно, креативная традиция, которая, в сочетании с вечными ценностями, делает наш культурный сплав уникальным.
Есть двигатель, а есть движитель. Движитель, подсказывает нам энциклопедия, — это устройство, преобразующее энергию внешнего источника, через взаимодействие со средой, в полезную работу. Например, колесо или парус. И петербургские креативные пространства ближайшего будущего могут стать этим колесом или парусом, который придаст городу ускорение. Поскольку и среда, и двигатель внутреннего сгорания — или, метафорически, горения — прекрасные, образованные, незанятые люди — в наличии.
Наконец, в нескольких часах езды живет своей жизнью огромный, богатый «третий Рим», который давно любит идею «культурной столицы» и готов ей платить, если она предложит что-то интересное. Традиционные чудеса — Эрмитаж, разведенные мосты, эпическое безобразие на улице Рубинштейна и громада Лахта-центра — хороши, но быстро исчерпываются. Десятки (пока десятки, на подходе, уверен, сотни) «креативных пространств» — где Россия поворачивается к гостю молодой, симпатичной своей стороной, — это то, что нужно столице. И это именно то, что мы в наших «северных Афинах» можем ей предложить.
Разумеется, тут есть над чем работать — заглядывая вперед, можно предположить, что скоро пространств у нас будет больше, чем наличного креатива, его запасы надо пополнять, нам надо импортировать в город творческих людей со всей страны и из-за её пределов. Но коллективные усилия разных городских сообществ, несомненно, окупятся. И однажды это пустое словосочетание — «креативные пространства» — применительно к Петербургу освободится от бремени кавычек».
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции.