Экономист — о том, откуда у «Северной верфи» многомиллиардные убытки
В 2023 году петербургское судостроительное предприятие ПАО «Северная верфь» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) понесло убытки по большинству финансовых показателей. Согласно бухгалтерскому отчету предприятия, за прошедший год чистый убыток ПАО увеличился на 17,7% по сравнению с 2022 годом и достиг 6,9 млрд руб. По мнению экономиста Елены Ткаченко, такая динамика связана с неравномерным финансированием госзаказов и отставанием по срокам ввода судов из-за санкций.
«Финансовые разрывы»
Валовый убыток компании за прошлый год составил почти 7,4 млрд рублей, что на 30,8% больше, чем в 2022 году. Выручка «Северной верфи» за год упала на 31,3% — до 16,5 млрд рублей. При этом в августе 2023 года занимавший тогда пост гендиректора предприятия Игорь Орлов заявлял, что «верфь загружена полностью» — на тот момент предприятие занималось строительством порядка 10 военных кораблей и 10 гражданских судов.
Профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета Елена Ткаченко связывает отрицательные финансовые показатели в отчетности компании с длительным циклом изготовления заказов, которые сейчас находятся на стадии выполнения. Оплата за заказы, как подчеркивает эксперт, производится только при сдаче определенных этапов.
«Выручка предприятия признается по факту закрытия заказа. Соответственно, те деньги, которые поступают за выполнение определенных этапов, выручкой не считаются. Это технические вещи, которые к положению компании на самом деле не имеют никакого отношения, но из-за них у компании возникают финансовые разрывы, которые негативно влияют на отчетность», — отмечает эксперт.
По словам Ткаченко, сейчас правительство пытается добиться более ритмичного финансирования государственного оборонного заказа, однако полностью устранить разрывы в финансировании невозможно, так как зачастую большие объемы производства финансируются за счет собственных и заемных средств предприятия, подчеркивает эксперт. Для финансовой стабильности, по ее мнению, нужны дешевые источники ликвидных средств, доступа к которым в данный момент у предприятия нет.
Подсанкционные комплектующие
Еще одним фактором влияния на финансовую отчетность «Северной верфи», считает собеседница РБК Петербург, является задержка сдачи заказов из-за сложностей с поставками подсанкционных комплектующих.
«Традиционные каналы поставок работают не на полную мощность. Естественно, это негативно сказывается на издержках. Кроме того, удлиненные сроки влияют на уровень прибыльности, который зависит от того, укладывается ли компания в установленные заказчиком параметры. Если есть серьезное превышение по стоимости комплектующих, то чаще всего заказчик не будет менять условия контракта, потому что убытки из-за возросших издержек — это проблема исполнителя», — отмечает эксперт.
При этом, по ее словам, текущие финансовые показатели не говорят о наличии проблем в компании. Ткаченко полагает, что сигнализировать о них может наличие большого количества судебных процессов, связанных с просрочкой по кредиторской задолженности.
Согласно финансовой отчетности ПАО «Северная верфь», долгосрочные обязательства предприятия с начала прошлого года по состоянию на 31 декабря снизились с 155,38 млрд руб. до 130,18 млрд руб., краткосрочные — увеличились с 114,7 млрд руб. до 146,3 млрд руб.
Справка
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) — крупнейшая судостроительная компания России, созданная по указу президента Владимира Путина в марте 2007 года. Сейчас в состав ОСК входит более 50 проектно-конструкторских бюро, судостроительных, судоремонтных и машиностроительных заводов, специализированных научно-исследовательских центров и предприятий. Верфи ОСК строят подводные лодки, боевые и патрульные корабли, ледоколы, транспортные, промысловые и пассажирские суда. «Северная верфь» строит многоцелевые фрегаты проекта 22350 дальней морской и океанской зоны действия, корветы проекта 20380 ближней и дальней морской зоны и другие надводные корабли. По итогам 2022 года выручка ОСК по МСФО составила порядка 350 млрд руб.
Еще в 2017 году «Северная верфь», ранее специализировавшаяся в основном на военном кораблестроении, активно включилась в борьбу за рыболовные заказы, которые были размещены рыбопромышленниками на российских заводах в рамках программы инвестиционных квот. Предприятие получило заказ рыбопромышленной компании «Норебо» на одну из самых крупных серий рыболовных судов в рамках программы. Но в 2023 году из-за очередного срыва сроков выполнения контрактов заказчик перевел большую часть заказанных ранее судов на свою верфь в Отрадном. В начале февраля 2024 года Игорь Орлов, занимающий пост генерального директора ПАО «Северная верфь», был снят с должности решением совета директоров ОСК. Новым гендиректором оборонного предприятия сроком на пять лет назначили Михаила Ненюкова.