В Петербурге установят 400 киосков, произведённых в колониях
В рамках программы городские власти хотят поставить во всех районах Петербурга 100 ларьков до конца 2022 года и 301 киоск — в 2023 году. Производством киосков займется Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН). Сделанные в колониях объекты будут предлагаться предпринимателям как готовые места для торговли. В 2018 году аналогичный заказ был выполнен для Москвы, где, по данным столичного комитета по потребительскому рынку, работают 4 тысячи таких киосков. Данных об эффективности программы пока нет, но ранее СМИ отмечали, что часть киосков пустует.
Газеты с помидорами
Стоимость программы на 2023 год составляет 357 млн руб. Сейчас идут согласования с комитетом по печати, который отвечает за распространение в городе печатной продукции. Изготавливать ларьки скоро начнет ФСИН по заказу комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Смольного (КППиТ). Их дизайн, как сообщил глава ведомства Кирилл Соловейчик, согласован с городским комитетом по градостроительству и архитектуре (КГА). Ларьки расположатся во всех районах города и, по словам Соловейчика, не будут устанавливаться в тех местах, где подобные торговые объекты уже есть.
Отметим, что ФСИН периодически выступает исполнителем госзаказов (например, на пошив формы), и выполняет заказы частных компаний. Так, в 2018 году петербургский бренд «Преступление и наказание» размещал заказ во ФСИН на пошив толстовок.
Предварительно намечалось, что киоски будут торговать прессой, но их площадь в 15 кв. м и высота в 3,6 м позволяет расширить ассортимент. Тем более что по закону прессе в таких ларьках может быть отведено 70% площади, а оставшиеся 30% могут отводиться под другую продукцию. Решено пригласить к сотрудничеству сельхозпроизводителей из Ленобласти, которые будут поставлять фрукты и овощи.
Расширение ассортимента за счет сельхозпродукции необходимо, чтобы обеспечить рентабельность бизнеса киосков. Как отметила на слушаниях депутат Ирина Иванова, пресса сейчас во многом «неликвидный товар», а одна из крупнейших сетей Петербурга — АО «Агентство «Роспечать», имеющая 200 киосков в городе, год назад обанкротилась. Работающие в городе киоски прессы, как правило, включают в ассортимент дополнительные позиции.
Цена аренды от государства
Каждый киоск обойдется бюджету в 1,75 млн руб. включая расходы на подключение к электросетям. Однако многие предприниматели посчитали эту цену завышенной. Юрий Рагулин, генеральный директор ООО «Айсберг», управляющего сетью торговых павильонов, предложил обратить внимание на сайт Avito: там киоск такой же площади и схожего дизайна (также согласованный с КГА) стоит 255 тыс. руб. Самые «продвинутые» ларьки с дополнительными опциями в виде отопления и кондиционирования могут стоить 800 тысяч, отмечали предприниматели. Впрочем, в Москве, как сообщали СМИ, в 2018 году один государственный ларек также обходился городской казне в 1,7 млн руб.
Но наиболее активно в предпринимательской среде обсуждают даже не стоимость ларьков, а предполагаемую стоимость их аренды — 50 тысяч руб. в месяц. Как рассказала предприниматель Елена Терещенкова, управляющая сетью из газетных и книжных киосков, она платит за аренду земельного участка примерно такой же площади 3 тыс. руб. в месяц. «Кто будет платить 50 тысяч — не знаю. Разве что такую аренду спасет торговля продуктами питания», — говорит Елена Терещенкова. Еще один возможный способ окупить затраты — сдавать излишки площади под кофейные корнеры. Тогда покупатели в дополнение к газетам и журналам смогут приобретать кофе и выпечку — это позволит получать дополнительную прибыль, за счет которой можно покрывать расходы на аренду.
«Зачистка рынка»
Впрочем, главная особенность программы, как считают участники рынка, состоит в том, что она выводит нестационарную розницу из ведения КИО. В случае с госкиосками государство в лице КППиТ или его доверенного оператора само будет арендовать землю у КИО, а предприниматели избегнут земельных отношений, заключая договоры уже на аренду торговых мест. Таким образом, целый класс арендаторов земли (а это зачастую крупные игроки, в ведении которых от 40 до 100 участков) со временем может уйти с рынка — когда их договоры аренды закончатся, а новые не будут заключены.
«Механизм торговых, а не земельных, отношений проще, и он также решает вопросы для населения с доступностью печатной продукции, о чем говорил президент», — объяснил Кирилл Соловейчик. Напомним, что поручение разработать меры по развитию в регионах сети киосков с печатной продукцией в сентябре 2019 года дал президент РФ Владимир Путин.
Александр Абросимов, уполномоченный по защите прав предпринимателей, отметил, что 50% всех городских ларьков — «на неопределённом сроке» аренде, и с ними в последнее время не продлевают договоры. «Таким образом, происходит зачистка рынка» (от нежелательных арендаторов — ред.), — предположил Александр Абросимов. Юрий Рагулин из ООО «Айсберг» (арендует порядка 40 участков под нестационарные торговые объекты) считает такую «зачистку» ничем не оправданной. «Странная история: я добросовестно выиграл участок на аукционе. Построил свой торговый объект, согласовал его внешний вид, заплатил за подключение коммуникаций: электроэнергия, вода, канализация и отопление — таким образом, на протяжении длительного времени я раскручивал это место. А город на моем уже прикормленном участке поставит свой объект и будет сдавать его в аренду. Разве это помощь малому бизнесу?», — спрашивает Юрий Рагулин.
В свою очередь, Ирина Иванова считает, что производство и продажа печатной продукции — «отрасль, которая тоже нуждается в поддержке». «Посмотрим, какой будет эффект. Возможно, людей со свежими газетами, например, в метро, мы будем видеть чаще», — отметила она.
Повтор публикации от 31.10.2022