Петербургские власти хотят продать акции авиакомпании «Россия»
Правительство Петербурга намерено продать принадлежащие ему 25% плюс одна акция авиакомпании «России». Соответствующий проект постановления опубликован на портале антикоррупционной экспертизы. Момент для продажи не самый удачный, и даже наиболее вероятный покупатель — «Аэрофлот», может не спешить с покупкой, считают эксперты.
Как следует из документа, общая стоимость активов авиакомпании составляет 7,3 млрд руб. А значит, город может выручить от продажи своего пакета 1,84 млрд руб.
Как отмечают власти в пояснительной записке, продажа обусловлена двумя фактами: город не может влиять на работу компаний, в которых не владеет контрольным пакетом акций; продажа активов принесет дополнительные доходы в бюджет.
Всего в проекте постановления 11 компаний и объектов недвижимости. Помимо пакета в авиакомпании «Россия», Смольный планирует продать принадлежащие ему пакеты в банке «Санкт-Петербург» (40,4 млн руб.), две стоматологические поликлиники, Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу (228 млн руб.), АО «Свенска Хюсет» (БЦ «Шведский дом» — 28,9 млн руб.), а также здание на улице Чайковского, 20Б. Общую стоимость всех этих активов город оценивает в 2,68 млрд руб.
«Россия»
Один из крупнейших авиаперевозчиков страны АО «Авиакомпания «Россия» входит в состав группы «Аэрофлот». По данным компании, в 2018 году она перевезла 11,1 млн пассажиров, и заняла третье место по пассажиропотоку в гражданской авиации РФ. По данным СПАРК, оборот авиакомпании в 2018 году по сравнению с 2017 годом вырос на 28,8%, до 114,5 млрд руб. Чистая прибыль за тот же период сократилась в 2,5 раза, до 1,65 млрд руб. Основной владелец компании — «Аэрофлот» (контролирует 75% минус одна акция).
По итогам 2018 года доля авиакомпании «Россия» в общем пассажиропотоке аэропорта Пулково составила около 30%, авиакомпания обслужила 5,4 млн пассажиров. Этим летом «Россия» выполняет рейсы из аэропорта Пулково по более чем 40 направлениям.
В период невысокой динамики российской экономики и не слишком благоприятного инвестиционного климата найти рыночного покупателя на такой актив будет сложно, прогнозирует Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО «ФИНАМ». Скорее всего, если этот актив в итоге будет продан, то это будет договорная сделка, и долю выкупит заранее назначенный инвестор. Например, тот же «Аэрофлот», «ВЭБ», или другая госкорпорация, зависимая от государства, считает Алексей Калачев.
«Возможно, актив будет интересен туроператору «Библиоглобус», который является крупным заказчиком «России», — предполагает Олег Пантелеев, исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт». По его словам, мог бы выкупить акции и «Аэрофлот», но сейчас у него другие приоритеты. «Если ситуация на рынке авиаперевозок будет заметно улучшаться, «Аэрофлот» вероятнее всего этот пакет постарается выкупить сам», — отметил Олег Пантелеев.
По мнению Олега Пантелеева, для города этот пакет акций — бесполезные бумаги, наследие былых времён, и оптимально продать его было бы раньше, в 2016 году. «Сейчас время для продажи ни хорошее, ни плохое — объёмы бизнеса растут, но доходность компании зависит от «Аэрофлота», который управляет коммерческой деятельностью перевозчика. Поэтому больших дивидендов этот актив никогда не принесёт», — говорит Олег Пантелеев.
В компании «Аэрофлот» на запрос РБК Петербург не ответили.