Новый закон о «наливайках» назвали «катастрофой для бизнеса»
Депутаты Госдумы направили на согласование в Главное правовое управление президента поправки к законопроекту о заведениях общепита, расположенных в многоквартирных жилых домах. Речь идет о так называемых «наливайках» на первых этажах жилых домов и прилегающих к ним территориях, где идет продажа спиртного в ночное время суток. По словам автора законопроекта, депутата Александра Хинштейна, на такие заведения часто жалуются жители.
Ко второму чтению законодатели внесли поправки, которые дают местным властям право существенно ограничивать время продажи алкоголя (вплоть до полного запрета), а также возможность устанавливать нижний предел допустимой площади. На федеральном уровне минимально допустимая площадь таких баров устанавливается на уровне 20 кв. м.
Чтобы решить проблему «наливаек», нужно соблюдать существующие законы, а также не делать различий для крепкого алкоголя и пива при их реализации, считают опрошенные РБК Петербург эксперты. Иначе законодатели рискуют открыть ящик Пандоры в виде бесконечного потока жалоб со стороны жильцов, и не всегда обоснованных.
Даниил Бриман, председатель Совета Союза российских пивоваров:
«Что касается защиты интересов жителей многоквартирных домов, то у местных властей и так уже есть право устанавливать дополнительные требования к соблюдению покоя и тишины. Кроме того, в Кодексе РФ об административных нарушениях есть статья 20.1, устанавливающая ответственность за нарушение общественного порядка. Поэтому, вместо введения новых ограничений и запретов для бизнеса, нужно просто начать эффективно применять уже имеющиеся нормы законодательства.
Союз российских пивоваров считает, что законопроект несет угрозу для развития бизнеса и предлагает неэффективные меры для решения заявленных целей. В ряде регионов страны, действительно, нужно искоренить практику маскировки розничных торговых точек под объекты общепита. Но решить эту проблему путём запретов не получится.
Нужно на федеральном уровне принять единые правила продажи на вынос алкогольной продукции в объектах общепита ночью. И в этих правилах четко определить критерии — что считать рестораном или баром в жилом секторе. Например, такими критериями могли бы стать наличие изолированного от жилой части здания входа, наличие туалетов и раковин для мытья рук посетителей и отдельно для персонала.
Союз российских пивоваров против наделения регионов дополнительными полномочиями по ограничению и запрету розничных продаж алкогольной продукции. Необходимо унифицировать все ограничения исключительно на федеральном уровне».
Максим Черниговский, генеральный директор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка»:
«Проблема «наливаек» в самом деле существует, но связана исключительно с действующим законодательством, которое накладывает существенные ограничения на торговлю крепким алкоголем (эти предприятия должны получать лицензию, занимать не менее 50 кв. м в зданиях, продавать алкоголь в Петербурге могут только с 11 до 22 часов), при этом торговля пивом ведется совершенно свободно, кроме временных ограничений. Пиву не нужны акцизные марки, его могут продавать даже ИП. Отсюда и огромное число розничных предприятий, которые под вывеской кафе и баров создают проблемные точки. Разумеется, к заведениям общепита они никакого отношения не имеют. Не было бы этих законодательных преференций, не было бы и проблемы. Сложилась любопытная ситуация — общий объем продаж алкоголя составляет 12 млрд литров в год, из них 8 млрд — это торговля пивом. У производителей пива есть серьезные политические возможности.
Если равные условия не создавать, то да, нужен дополнительный закон. Если же серьезно бороться с нелегальной торговлей алкоголем, а мы прекрасно знаем, что и сейчас мелкие магазины даже ночью продают любой алкоголь, то необходимо весь алкоголь выводить из универсальных магазинов в специализированную розницу, алкомаркеты. Там совершенно иной уровень безопасности и контроля, есть возможность запретить несовершеннолетним даже заходить в такие магазины. Но подчеркну, что делать это нужно постепенно, на первом этапе только в крупных городах».
Артем Гудченко, президент ГК RENTA, вице-президент Ассоциации собственников и арендаторов стрит-ретейла:
«Ограничения по времени продажи алкоголя в розницу в магазинах есть во многих странах и это нормально. Однако новый законопроект направлен на борьбу с так называемыми «наливайками», доля которых на рынке ничтожно мала. При этом новые поправки наделяют власти субъектов федерации правом ограничивать продажу алкоголя в заведениях общепита, расположенных в жилых домах, вплоть до полного запрета. А это может стать катастрофой для бизнеса: до 90% заведений располагаются в многоквартирных жилых домах, а 50-70% их выручки зависит именно от продажи алкоголя. Причем жилым считается дом, в котором есть хотя бы одна квартира.
Законопроект может открыть ящик Пандоры — спровоцировать потоки необоснованных жалоб на заведения со стороны жильцов. И если власти пойдут на поводу у таких жалобщиков, это крайне негативно скажется на всей отрасли общественного питания».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции