Украинские сети отказываются от петербургской косметики
Отказ украинских розничных сетей от товаров российского производства особенно сильно ударил по производителям косметики, у которых нет собственных заводов за пределами России. Опрошенные РБК Петербург игроки рынка говорят, что справиться с падением продаж в соседней стране им помогает ориентация на b2b-сегмент и внутренний рынок России.
Поиск альтернативы
Оборот петербургского производителя косметической и парфюмерной продукции АО «Невская косметика» в 2018 году упал по сравнению с предыдущим годом на 4% — до 11,9 млрд руб. Сокращение оборота в компании связывают со снижением собственной акционной активности в торговых сетях, а также со значительным сокращением объема сбыта на украинском рынке. «Сегодня предпочтение розничных сетей в Украине отдается украинским товарам или товарам из Восточной Европы», — комментируют в компании. Чтобы сохранить позиции на рынке, «Невская косметика» инвестировала 1,3 млрд руб. за последние три года в обновление упаковки своей продукции, поддержание высокого уровня качества, а также инженерную инфраструктуру предприятия.
У другого производителя косметики — Natura Siberica — экспорт на украинский рынок упал еще несколько лет назад. Компания компенсирует падение украинского направления развитием на рынках других стран, например, в 2018 году Natura Siberica вышла на рынки Саудовской Аравии и Германии. А для продолжения работы в Украине Natura Siberica создала производственную линию за 5 млн евро в Эстонии. Для рынков Украины и Эстонии компания запустила марку Natura Estonica. Однако восстановления прежних объемов не произошло.
Справка
В целом, по данным Северо-Западного таможенного управления, объем экспорта из регионов Северо-Запада России в Украину сократился в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 8,5% — до 493,5 млн долл. Крупнейшие товарные группы экспорта: бумага и картон (103,2 млн долл.), древесина (24,5 млн долл.), удобрения (82,8 млн долл.), парфюмерия, косметика и мыло (22,5 млн долл.), каучук, резина (10,3 млн долл.).
По словам опрошенных РБК Петербург игроков рынка, избежать негативной тенденции удается только производителям, которые ориентированы не на розничный, а на b2b-сектор. «Мы работаем в первую очередь с салонами красоты Украины, ни роста, ни сокращения объемов поставок не было. Возможно причина в этом, также мы повышали качество работы с партнерами», — говорит Константин Волков из «Юникосметик» (бренд Estel).
Не по карману
Некоторые эксперты считают, что отказ украинцев от российской косметики отчасти носит популистский характер, а значит не способен нанести существенный ущерб бизнесу. «Действительно некоторые производители и ретейлеры отказались от закупки российских товаров. Но отнюдь не все», — говорит аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев. «Дело в том, что большинство европейской продукции откровенно не по карману ни украинским потребителям, ни украинским предпринимателям», — говорит он. Поэтому серьезной альтернативы российской косметике у украинцев пока нет.
Аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин, в свою очередь, отмечает, что за исключением нескольких производителей товаров с ограниченными рынками сбыта, у большинства компаний есть возможность переориентироваться на несопоставимо более объемный внутренний рынок.
Он также обращает внимание на то, что, несмотря на ситуацию в «косметическом» бизнесе, общий оборот торговли между двумя странами растет — в прошлом году он вырос на 17%, до 12,9 млрд долл. «С учетом ослабления рубля предположу, что вышеозначенный рост не является эффектом валютной переоценки», — отмечает Тимур Нигматуллин. Алексей Коренев объясняет эту динамику ростом экспорта энергоносителей.