Сломанные весы: как государство разрушает рынок ЖКХ?
В бизнесе по разработке и производству систем учета энергии и ресурсов царит атмосфера общерыночного недоверия. Это связано с тем, что основными потребителями систем учета в конечном счете являются ресурсоснабжающие организации, так как именно они должны получить деньги за поставленный ресурс или энергию. Понятно, что и сами жители тоже участвуют в этом большом процессе, поскольку заинтересованы в том, чтобы их «не обвешивали». Но, как правило, собственники квартир не многое знают о своих инженерных коммуникациях, а уж тем более о системах учета. «Ресурсники» же ведут себя неадекватно: зачастую под разными предлогами отказываются подписывать приемо-сдаточную документацию, чтобы не фиксировать обязательства, или идут в суд по нелепым основаниям, чтобы оттянуть момент платежа. А иные просто уходят в банкротство.
На свой страх и риск
В цивилизованном мире контракты с государственными заказчиками считаются самыми гарантированными, по ним выдают дешевые кредиты и в короткий срок. У нас же такие сделки рассматриваются как высокорисковые, а финансовое положение большинства государственных компаний (в частности, в сфере теплоэнергетики) просто плачевное и некредитоспособное.
Поэтому стандартная схема работы выглядит примерно так: вас сначала просят взять на себя финансовые риски и получить кредит, затем вы выполняете работы за свои и заемные средства, потом вам не платят под предлогом всеобщей экономии или простого отсутствия денежных средств. В ответ на претензию, вам предлагают идти в суд. Но по опыту мы знаем, насколько это бесперспективное занятие судиться с унитарным предприятием. Безответственность госзаказчиков разрушает рынок, разрушает экономику.
Узкая экономика
В этом году нам пришлось закрыть практически все проекты, в которых мы строили системы учета для городов и поселков, так как из-за высокой стоимости банковских кредитов проектная маржинальность оказалась отрицательной. И ситуация до сих пор не стабилизировалась.
В энергетике, связанной с ЖКХ, компаниям тяжело выполнять долгосрочные проекты, когда стоимость денег больше 10%, так как рентабельность проектов (без стоимости денег) иногда даже менее 10%, а в краткосрочных договорах — менее 7%. Странным в этих условиях является и то, что в определении вашей рентабельности могут поучаствовать и правоохранительные органы.
Денег не считают
Государственные компании игнорируют политический курс руководства страны на импортозамещение. Мы, поверив в серьезность намерений власти, развернули широкомасштабное производство систем учета. Станки и оборудование на заводах крупнейших российских производителей нередко лучше, чем у западных коллег. Тем не менее, мы видим, что госкомпании по-прежнему закупают иностранные аналоги (например, системы автоматизации), платя за это в три-пять раз большую цену. При этом нам по контрактам не платят, ссылаясь на нехватку средств, а с иностранцами наверняка рассчитываются вовремя и сполна.
Возникает абсурдная ситуация: российские госзаказчики закупают иностранную продукцию, а иностранные потребители все больше заказывают аналогичное оборудование у нас. По сравнению с прошлым годом объем иностранных заказов у нас увеличился на 10%. Наших иностранных партнеров можно понять — наше оборудование по качеству не уступает иностранному, а по цене гораздо дешевле. Но российские заказчики почему-то считают иначе — может потому что они государственные и деньги не считают, благо не свои. Или причина в чем-то другом?
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.