А.Шаскольский: инфраструктурный налог может решить проблему петербургского гетто
Петербургские чиновники вновь задумались о том, как обеспечить новые жилые кварталы социальной инфраструктурой: детскими садами, школами, поликлиниками. С недавнего времени возводить эти объекты обязали самих застройщиков за свой счет. Сейчас строительство садиков - формально добровольная форма общения строителей с городом. Теперь Смольный хочет сделать ее обязательной - власти планируют ввести обязательный инфраструктурный сбор для всех игроков.
Сейчас он существует, к примеру, в соседней Финляндии. Перед началом строительства инвестор обязан заплатить определенную сумму, которая целевым образом тратится властями на строительство соцкультбыта. Самое важное здесь - целевое использование этого сбора. Пока Смольный не уточнил, будет ли применен опыт Финляндии или отчисления будут растворяться в общем бюджете.
О том, необходим ли для города такой метод, выгоден ли он самим застройщикам и какие риски может понести при этом бизнес РБК побеседовал с замруководителя департамента оценки Института проблем предпринимательства Алексеем Шаскольским.
Почему Петербург именно сейчас отказался за счет бюджета строить социальную инфраструктуру?
Дело в том, что многие участки были приобретены еще в 90-ее годы относительно дешево, когда земли сельскохозяйственного назначения покупались по цене 10-20 долл. за кв. м. Затем они переводились под жилую застройку, а город, который с этих сделок ничего не получал, сейчас обязан вкладывать колоссальные средства на инфраструктуру. И такой частной земли достаточно много.
Вторая ситуация: участок куплен у города по рыночной цене (в которую при расчетах закладываются траты на различную инфраструктуру - прим. ред.), но она все равно не покрывает потребности данного района по обеспечению всей социальной инфраструктурой.
Сможет ли решить проблему введение инфраструктурного сбора?
Если они хотят сделать, как в Финляндии, чтобы по каждому месту, по каждому пятну, по каждой площадке сопровождался расчет - это очень хорошо. Застройщик сначала подумает, стоит ли вообще браться за дело. А потом, например, возьмет и займется промышленным поясом, где вся необходимая инфраструктура уже имеется: сети, нагрузки, дороги, школа недалеко.
А самому застройщику это может быть выгодно? Или лучше строить объекты самим, а потом дарить городу?
Бизнесу, конечно, выгодно купить землю где-нибудь в Тмутаракани, а потом заставить власти вести туда дороги, метро и взлетно-посадочную полосу. Ну, а в общем инфраструктурный сбор - неплохой для них вариант. Ведь порой бывает так - бизнес интересуется землей, покупает ее, а потом выясняется, что школы местные забиты под завязку и надо строить новую - а это ведь целый гектар. Получив же всю информацию заранее, компания задумается, строить ли двадцатиэтажные дома и разориться на соцобъектах, или лучше заняться малоэтажным строительством.
А какие бизнес понесет при этом риски?
По сути, мы их уже назвали: им придется думать, возможно, отказывать от своих планов. Делать иную плотность, или же вообще, не покупать участки - такое вполне может быть.