«Читали и плакали»: в Петербурге буксует громкий проект импортозамещения
Широко анонсированный проект «Петербургский дизайн», на площадках которого в торговых комплексах города власти обещали бесплатное размещение коллекций петербургских дизайнеров, не заработал в срок. Площадки должны были открыться 1 октября, но до сих пор этого не произошло. Договоры с агентом проекта, который будет руководить продажами изделий и заполнять пространства, дизайнеры получили только 30 сентября вечером.
Ранее эксперты РБК Петербург отмечали: условия реализации проекта прописаны городом так жестко, что справиться с их выполнением к 1 октября практически невозможно.
Ответ на уход западных брендов
Во время ПМЭФ-2022 губернатор Александр Беглов назвал проект «Петербургский дизайн» ответом на уход с российского рынка зарубежных фэшн-брендов. По его словам, для реализации проекта выберут пилотные площадки в торговых центрах, для них подберут дизайнеров в соответствии с ценовой категорией и целевой аудиторией, оснастят помещения техникой и оформят торговые залы. В начале августа пресс-служба Смольного сообщила о начале приема от дизайнеров локальных брендов одежды, обуви и аксессуаров заявок на право бесплатного размещения в ТЦ. Собирались выбрать более 100 участников, которым будут предоставлены три торговых выставочных пространства в разных местах Петербурга.
Сейчас участники, решившие воспользоваться предложением города — компания «Леди Шарм», дизайнер Виктория Тишина, владелица Модного дома KOGEL Ася Когель и другие — возмущены пунктами договора. Больше всего вопросов вызывает требование увеличения цены изделия на 25% от начальной — город обещал, что проект будет для дизайнеров бесплатным, и на него из бюджета выделялись около 90 млн рублей.
«Бюджет просто огромный»
Тендер на организацию проекта выиграла московская компания «Флагман-Экспо», однако составление договора и работу с дизайнерами на условиях субподряда поручили петербургскому ООО «Фридом Стор» предпринимателя Дмитрия Тимуршина, который известен тем, что в 2015-2016 годах организовывал модные пространства в «Пассаже» и «Гостином дворе».
В число торговых центров, открывающих площадки для «Петербургского дизайна», вошли ТЦ «Питер Радуга», «Лето» и «Континент на Байконурской» (все, как подчеркивают дизайнеры, расположены далеко не в центральных районах Петербурга). Как рассказала РБК Петербург Ольга Горышина, заместитель председателя Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга (КППИТ, организатор конкурса), каждая из площадок займет 600 кв. м и будет работать 4 месяца.
Бюджет для открытия трех площадок на четыре месяца «просто огромный», считает Александр Перемятов, организатор универмагов SLAVA, имеющий опыт запуска площадок моды в Москве и Петербурге. По его словам, «обычно запуск площадки в ТЦ обходится от 3 до 7 млн. — не на 4 месяца, а на постоянной основе». В бюджет входили затраты на рекламную кампанию, в том числе, в метро, однако пока она не проводится.
«Читали договор, рыдали и плакали»
Ирина Миронова, директор Модного дома Lady Sharm, говорит, что больше всего в договоре на участие в «Петербургском дизайне» впечатляют штрафы — 2,5 тыс. руб. в день за отсутствие одной единицы товара, поэтому в компании пока не приняли решение об участии. «Читали договор, рыдали и плакали, — рассказывает она. — Но главная претензия даже не в этом, парадокс в том, что один бренд для одной точки будет представлен не более 25 изделиями. Но у нас в ассортименте тысячи артикулов, и это не реально — представить бренд двадцатью образцами». «Это не помощь петербургским предприятиям легпрома», — резюмирует она.
Кроме того, Ирина Миронова отмечает, что цену продажи готового изделия по договору определяет агент. «Какой будет наценка — 20-30% или же 300%, непонятно. Как агент может заниматься ценообразованием, если он не представляет, из чего это ценообразование сегодня складывается и что у нас каждую неделю растут цены на коммунальные услуги?», — спрашивает она.
«Установка цены реализации агентом — для нас неприемлемое условие, мы стремимся к единой для бренда цене на различных площадках реализации продукции», — говорит дизайнер Виктория Тишина.
Встревожил дизайнеров и пункт договора, в котором сказано, что при утере товара компенсируется только 30% его цены. «Это же прекрасно, — говорит Ирина Валерианова, владелица торговой марки «Мон пари». — Можно регулярно «терять» изделия и платить за них владельцам по 30%».
«Получилось, что проект для нас не бесплатный, а обычный коммерческий, ведь за продажи и участие с нас берут 25% от продаж. Тогда не понятно, почему он был заявлен бесплатным и куда пойдут выделенные на него от государства деньги?», — спрашивает дизайнер Ася Когель, владелица Модного дома KOGEL.
Эксперты также обратили внимание на то, что в изначальных условиях конкурса говорилось, что торговые пространства должны располагаться рядом с метро, на расстоянии не более 1500 м. Однако, некоторые из ТЦ, которые подключились к проекту, по их оценкам, находятся дальше. В КППИТ не подтвердили эту информацию. Как сообщила РБК Петербург Ольга Горышина, заместитель председателя ведомства, все три локации для размещения торгово-выставочных пространств проекта «Петербургский дизайн», выбранные подрядчиком, полностью соответствуют условиям техзадания. «В соответствии с пунктом 4.1.4 Технического задания, являющегося Приложением № 1 к государственному контракту, удаленность торговых выставочных пространств от метро и (или) железнодорожных станций должна составлять не более 1500 метров», — пишет чиновница. Относительно площади пространств она сообщает, что в соответствии с Техническим заданием площадь каждого торгового выставочного пространства должна составлять не менее 800 квадратных метров с учетом помещений, используемых в служебных и административных целях. «Площадь, включающая зону торгового зала и зону кассового обслуживания, составляет 600 квадратных метров», — уточняет Ольга Горышина. По ее данным, расстояние ТРК «Континент на Байконурской» от станции метро «Пионерская» составляет 1,32 км; ТРК «Питер Радуга» от станции метро «Международная» — 1,5 км; ТРК «Лето» от железнодорожной станции «Аэропорт» — 0,67 км.
«Лайтовые» условия
Дмитрий Тимуршин, чья компания названа в договоре на участие в проекте в качестве агента, не согласен с оценками дизайнеров. «Это обычные правила, типовые — и штрафы, и наценка. Кто намерен работать, тот не боится штрафов. Я считаю, что наконец-то петербургским брендам предложены городом самые «лайтовые», выгодные условия, о которых можно только мечтать», — сказал Тимуршин и добавил: со временем, он уверен, в проекте захотят участвовать все.
Кирилл Соловейчик, председатель КППИТ, в разговоре с РБК Петербург отметил, что спорные пункты договора стали для него сюрпризом, и договор будет доработан.