Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

В портах Ленобласти построят новые терминалы на 100 млрд руб.

Фото: Сергей Куликов/Интерпресс
Фото: Сергей Куликов/Интерпресс

Сразу несколько инвесторов заявили о создании в Ленобласти терминалов по перевалке зерна. Общие инвестиции в эти проекты превышают 100 млрд руб. Эксперты заявляют, что Ленобласть сможет нарастить перевалку зерна. Но для этого владельцам терминалов придется выставить низкие тарифы и найти партнеров, которые обеспечат загрузку мощностей.

Масштабные планы

ГК «Технотранс», оператор железнодорожных перевозок, намерена вложить 13 млрд руб. в строительство в порту в Высоцке зернового терминала мощностью в 4 млн т в год. Срок ввода — 2023 год. По данным газеты «Коммерсантъ», на первом этапе планируется построить морской перегрузочный терминал, который будет включать два причала для судов, а также мощности для хранения зерна. Как сообщили в правительстве Ленобласти, соглашение о создании терминала будет подписано в рамках Петербургского международного экономического форума.

По мнению главного редактора ИАА «Портньюс» Надежды Малышевой, создание зернового терминала в Высоцке окупится, однако его можно было бы создать, например, на территории порта в Усть-Луге, где хорошо развита железнодорожная инфраструктура и есть действующие терминалы — например, контейнерные. Их можно перепрофилировать под перевалку зерна, что позволило бы сократить инвестиции в проект, полагает Надежда Малышева.

Создать зерновой терминал в порту Усть-Луга планирует еще один крупный железнодорожный оператор, ГК «Новотранс». У этого инвестора мощность терминала составит 6 млн т продукции в год. Объем инвестиций — 45 млрд руб., сообщил РБК Петербург директор «Универсального торгового терминала «Усть-Луга» (входит в «Новотранс») Алексей Жарков.

Еще один проект — это зерновой терминал в составе Приморского универсального комплекса, который планируется построить в порту в Приморске. Проект реализует ООО «Приморский УПК». Мощность терминала составит 7 млн т зерна в год. Общие инвестиции в создание универсального перевалочного комплекса составят около 77 млрд руб. Сроки ввода объекта пока не определены.

Зерновой терминал также планирует построить агропромышленная группа «Содружество». Как уже писал РБК Петербург, компания еще не выбрала участок для строительства; предположительно это может быть бухта Батарейная в Ломоносовском районе. Инвестиции составят 50-70 млрд руб., других деталей проекта компания пока не раскрывает.

Интересная ниша

По данным аналитика ИК «Фридом Финанс» Александры Овчинниковой, в 2018 году объем экспортируемого зерна составил 52,4 млн т, это на 49% больше по сравнению с годом ранее. В том числе, на порты Балтики пришлось лишь 2,69 млн т зерна, через порт в Новороссийске было вывезено более 18 млн т.

В Петербурге и Ленобласти перевалкой зерна занимается только порт Санкт-Петербург, в прошлом году он обработал около 300 тыс. т этого груза, что составляет 0,5% от всего российского экспорта. Однако, как отмечают специалисты, чтобы региональные порты стали заметными игроками на рынке перевалки зерна, им придется выдержать жесткую конкуренцию с другими портами.

При этом отнять часть рынка у черноморских портов игроки Балтийского региона едва ли смогут, полагает аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Олег Суханов. «Южное зерно в этом направлении не едет по экономическим соображениям (груз слишком далеко везти). На Балтику в основном везут грузы из Центрального Черноземья, Приволжья, немного из Сибири. Поставляется зерно в порты Прибалтики — Ригу, Вентспилс», — поясняет Суханов.

Придется побороться

Таким образом, основными конкурентами новых терминалов в Ленобласти станут порты Прибалтики. Наиболее эффективным методом конкуренции могло бы стать снижение тарифов на обработку грузов, уверен директор аналитической компании «Совэкон» Андрей Сизов. Однако это, по его мнению, может сказаться на экономике будущих терминалов в СЗФО.

«У портов Прибалтики привлекательная ценовая политика и удобные ставки на перевалку: у них действуют так называемые комбинированные ставки, которые включают оплату за провод груза по железной дороге и оплату за перевалку зерна в порту. Российским владельцам терминалов придется делать конкурентоспособную, то есть низкую ставку, что может привести к увеличению сроков окупаемости проектов», — поясняет Сизов.

Однако низкие цены — не единственное условие, которое нужно выполнить, чтобы сделать Ленобласть крупным игроком на рынке зернового экспорта, напоминает Олег Суханов. «Нужно улучшить железнодорожную инфраструктуру в регионах отгрузки, закупить больше вагонов-зерновозов, а также снизить железнодорожные тарифы. Необходимо также обеспечить терминалы регулярной загрузкой зерном, найти постоянных поставщиков продукции. Сейчас это сделать проблематично, так как экспортерам приходится жестко конкурировать за зерно с внутренними переработчиками в Центральном Черноземье, а они зачастую готовы предлагать более привлекательные по сравнению с экспортными цены. Агрохолдинги при реализации продукции руководствуются исключительно рыночной ситуацией, которая часто меняется, поэтому обеспечить терминалы крупными постоянными заказами будет сложно», — говорит Олег Суханов. Все это, по его мнению, создаст дополнительные препятствия для окупаемости новых терминалов в Ленобласти.

Впрочем, некоторые специалисты более оптимистичны в своих прогнозах. В частности, Алексей Безбородов, генеральный директор агентства «Инфраньюс», полагает, что загрузка новых терминалов будет обеспечиваться общим ростом рынка. «Все заявленные проекты зерновых терминалов, несомненно, окупятся. В первую очередь за счет увеличения объемов экспорта, который значительно вырастет в течение ближайших 10 лет. То есть нынешние терминалы строятся с учетом роста на перспективу, и вложенные инвестиции оправдают себя, пусть и не сразу», — говорит эксперт.

СберПро Транспорт

Бизнес с ускорением. Как строительство скоростной железной дороги изменит инфраструктуру

СберПро ВЭД

Близкий импорт. Как развивается торговля со странами Азии и Ближнего Востока

СберПро Финансы

Субсидии для инноваций. Какие меры поддержки бизнеса будут доступны в 2025 году

СберПро Интересное

Востребованные ниши для импортозамещения

СберПро Торговля

Барометр отрасли. Ритейл: одежда, электроника и товары для дома

СберПро Торговля

Купи сейчас, плати потом. Как развивается рынок BNPL и с какими вызовами может столкнуться

СберПро Главная

Как подготовить производство к роботизации и получить нужный эффект

СберПро Главная

Как развивалась квантовая индустрия в 2024 году

СберПро Интересное

Зумеры вышли на работу. Что нужно знать бизнесу о найме нового поколения

СберПро Интересное

Что такое нейросеть и как работает эта технология

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 22 мая
EUR ЦБ: 91,3 (+1,33)
Инвестиции, 21 мая, 19:29
Курс доллара на 22 мая
USD ЦБ: 79,75 (-0,55)
Инвестиции, 21 мая, 19:29
Сенатор Грэм заявил о вреде Китаю от отсутствия переговоров по Украине Политика, 07:23
Иностранный банк впервые ограничил покупки россиян в бутикахПодписка на РБК, 07:00
В Смоленской области уничтожены три беспилотника Политика, 06:55
Двух сотрудников посольства Израиля убили в Вашингтоне Политика, 06:43
Губернатор Тульской области раскрыл последствия десяти волн атак дронов Политика, 06:35
Во всех столичных аэропортах сняли ограничения на полеты Политика, 06:16
Козьи тропы, любовь к вафлям: в чем самобытность европейской кухни РБК и Перекёсток, 06:03
Онлайн-курс Digital MBA от РБК и ProductStar
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В аэропорту Шереметьево сняли ограничения на полеты Политика, 05:40
В Ростовской области уничтожили беспилотник Политика, 05:39
ТАСС узнал о завершении расследования подрыва машины экс-сотрудника СБУ Политика, 05:38
Все столичные аэропорты приостановили полеты Политика, 05:26
Число пытавшихся атаковать Москву за ночь беспилотников превысило 20 Политика, 05:09
Менее 20% россиян поддержали налоги для «профессиональных бездельников» Экономика, 05:00
Министр обороны США Хегсет встретился с Маском в Пентагоне Политика, 04:58