Лента новостей
Сборная России обыграла Швейцарию на чемпионате мира по хоккею Спорт, 23:48 На Урале пять человек погибли после падения автомобиля с моста в реку Общество, 23:45 Пашинян анонсировал новый этап революции в Армении Политика, 23:42 В Германии один человек погиб после аварии междугороднего автобуса Общество, 23:15 Фотографии как у Афродиты: в чем секрет успешной съемки РБК Стиль и HUAWEI, 23:15 Порошенко уволил Турчинова с поста секретаря СНБО Политика, 22:57 В Багдаде возле посольства США произошел взрыв Политика, 22:42 Бизнесмен Макаров ответил на видео с «россиянкой» и бывшим вице-канцлером Политика, 22:11 «Племянница российского олигарха» развалила австрийское правительство Политика, 22:11 Ситуация с нефтепроводом «Дружба» не отразилась на балансе на рынке нефти Экономика, 21:49 Без Рублевки: сколько стоят особняки в исторических поселках Подмосковья РБК и Элитная недвижимость, 21:40 Президент Эстонии раскритиковала идею вернуть России право голоса в ПАСЕ Политика, 21:16 Чемпионат мира по хоккею. Швейцария — Россия. Онлайн Спорт, 21:15 «Ростов» впервые за три года обыграл «Зенит» в чемпионате России Спорт, 21:13
С.-Петербург ,  
0 
Эксперты "Будущего Петербурга" рассказали, где появится новый центр города
Эксперты "Будущего Петербурга" рассказали, где появится новый центр города
Фото: РБК

В Петербурге в следующем десятилетии должны возникнуть два-три новых центра притяжения. Такое мнение высказали эксперты форума "Будущий Петербург", посвященного анализу ресурсов развития города, в рамках дискуссии, организованной совместно с объединением "Общественная платформа". Устаревшая модель развития города, включающая один центр, кольцо спальных районов по периферии и перегруженные магистрали между ними, уже никого не устраивает. Ведущие урбанисты и девелоперы поделились своим видением того, где должны возникнуть новые очаги развития города, и что нужно предпринимать для их создания.

Другого пути нет

Для Петербурга проблема полицентричности стоит острее, чем для многих других мегаполисов. С одной стороны, это, как и во всех крупных городах, вопрос качества жизни - люди теряют на дорогу до места работы по несколько часов в день, а в спальных районах не хватает не только мест приложения труда, но и возможностей для самореализации, отдыха, развлечений. С другой - в Петебурге перегруженный центр притяжения совпадает с историческим центром, внесенным в список всемирного наследия ЮНЕСКО. "В Петербурге сохранность исторического центра играет очень важную роль. Именно поэтому нам нужно создавать новые точки роста", - подчеркнул управляющий директор банка ВТБ Александр Ольховский.

"Кроме полицентричности, у нас другого способа развития не будет", - убежден исполнительный директор ЗАО "Общественно-деловой центр "Охта"" Александр Бобков. При этом, по словам девелопера, территории для создания новых центров есть в непосредственной близости от исторического центра - "десятки гектаров, занятых устаревшими промышленными предприятиями". Но для того, чтобы развивать эти территории, городу не хватает, во-первых, крупных девелоперов, обладающих необходимым капиталом, а во-вторых, согласованности действий властей и бизнеса. В качестве примера А.Бобков привел зону Обводного канала. Также он отметил, что системному развитию территорий мешает практика взаимодействия, когда девелоперы проектов на соседних участках никак не контактируют друг с другом, а чиновники обсуждают с ними эти проекты в "двусторонних кулуарных беседах".

Воздух и вода

Руководитель "Общественной платформы" Борис Юшенков описал свое видение полицентричного города: множество равноправных центров-кластеров, каждый из которых можно пройти из конца в конец за 20 минут, при этом дорога между кластерами занимает 30-40 минут линиями скоростного транспорта. В каждом кластере есть все нужные функции: жилье, работа, образование, медицина, спорт, культура. В Петербурге эксперт предлагает проложить линии скоростного транспорта по полосам отвода существующих железнодорожных путей.

Несколько более реалистичной выглядит видение гендиректора института "Урбаника" Антона Финогенова, который полагает, что успехом для города будет возникновение хотя бы двух-трех крупных подцентров в ближайшие 10-15 лет. Потенциал для их создания эксперт видит, например, в "аэрополисе" - комплексе новой деловой и жилой застройки, складывающемся вокруг аэропорта Пулково, и в Лахте, где масштабный проект "Газпрома" на берегу Финского залива вписывается в Приморский район с миллионным населением.

Осторожно: мертвые города

В любом случае, по мнению экспертов, Петербургу придется искать свой путь к полицентризму самостоятельно. Московский опыт, по словам завкафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС при президенте РФ Владимира Климанова, для него неприменим. "Москву окружает регион с населением больше, чем Санкт-Петербург. Все, что не помещается в Москве, легко выносится в Подмосковье, где для любых производств найдутся рабочие руки", - пояснил он. В Ленобласти же, по мнению эксперта, просто не хватит рабочей силы для масштабного выноса производства из Петербурга, так что ресурсы для полицентричности городу придется искать внутри себя.

Международный опыт, как заметил архитектор Данияр Юсупов, тоже не слишком полезен, поскольку основы для успешно функционирующих сейчас полицентричных городов закладывались еще 30 лет назад, а современные тренды, которые сейчас движут развитием мегаполисов, дадут видимый результат еще не скоро.

На что действительно стоит обратить внимание, так это на неудачные примеры, повторение которых обойдется бюджету и инвесторам в миллиарды рублей. "Искусственно создавать новые центры, возможно, и стоит, но очень осторожно. В Китае и Южной Америке есть мертвые города, построенные за огромные деньги. Города, рассчитанные на сотни тысяч населения, в которых сейчас живет по тысяче человек", - напомнила президент Санкт-Петербургской ассоциации исследователей города Татьяна Славина.

Мария Летюхина

Партнеры форума: Центр градостроительных компетенций РАНХиГС при Президенте РФ , НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, НП "Объединение строителей Санкт-Петербурга", компании NCC, "Главстрой-СПб", "Прокси Центр", СК "РосСтройИнвест", "СПб Реновация", Бутик-отель Golden Garden, компания Simple, автомобильные партнеры – автоцентры "ОЛИМП" и "Авто ПУЛКОВО" - официальные дилеры Mercedes-Benz.