Доля "эргономичных" квартир на первичном рынке вырастет на треть
Термин "эргономика" в последнее время все прочнее входит в лексикон российских застройщиков. Конечно, имеется в виду не стремление компаний познать науку, изучающую взаимодействие человека и техники (если принимать во внимание несколько усеченное определение эргономики), а характеристика жилых пространств и их наилучшая организация - с точки зрения комфорта и удобства будущего владельца квартиры. Для одних компаний эргономика является всего лишь красивым словом на рекламном плакате и скрывает за собой стандартный продукт, который девелопер продает уже многие годы. Для других - означает серьезную работу по оптимизации пространства квартир, мест общего пользования в домах, придомовой территории, благодаря которой покупателю не приходится переплачивать за "лишние" квадратные метры, но комфортность жилой среды серьезно возрастает.
По оценке участников рынка, четкого понимания, какой должна быть "эргономичная" квартира, ни у покупателей, ни у продавцов недвижимости в России пока нет. Есть лишь отрывочные знания о зарубежном опыте и практические представления каждого человека о том, как наиболее грамотно организовать пространство. Впрочем, по некоторым прогнозам, если сейчас доля квартир с "европланировками" и "эргономичными" характеристиками не превышает 15% в общем объеме предложения, то в самой ближайшей перспективе она может увеличиться до 30%. РБК с помощью экспертов выяснил, когда и почему девелоперы начали задумываться об эргономике жилого пространства, как меняется понимание этого термина и что мешает более активному внедрению эргономичных решений в строительстве жилья
Лучше - меньше
Когда девелоперы начали всерьез задумываться о необходимости эргономичных решений в жилых домах? Мнения по этому вопросу у участников рынка расходятся. Так, по словам заместителя директора АН "Бекар" Леонида Сандалова, это произошло еще в начале 70-х годов прошлого века, когда первые эргономичные квартиры появились в домах знаменитой 137-й серии. Следующим шагом к эргономичности жилья стало появление встроенной мебели, позволяющей экономить значительную часть пространства. С 2006 года, с ростом рынка, как отмечает начальник отдела развития продуктов и разработки концепций компании "Северный город" (входит в холдинг RBI) Михаил Гущин, пришло понимание, что эргономичное решение может стать не только конкурентным преимуществом, но и повысить ликвидность квартиры в среднем на 10-15%. Однако еще несколько лет — как раз до кризиса 2008-2009 годов - привлекательность квартиры для покупателя определялась в первую очередь ее площадью, и, по словам генерального директора ГК "Город" Дмитрия Брызгалина, не редкостью были и однокомнатные квартиры площадью 50–60 кв.м.
Все на своих местах
Эксперты единогласно подчеркивают, что, безусловно, предлагаемые застройщиками эргономичные продукты появляются под влиянием запросов покупателей, которые не хотят переплачивать за неиспользуемые метры, но при этом рассчитывают, что все необходимые им опции будут в наличии и "на своих местах".Таким образом, в широком смысле эргономичное жилье сегодня - это жилье удобное, комфортное, в котором пространство используется наиболее оптимальным образом. "Современного покупателя отталкивают "лишние" неиспользуемые квадратные метры, узкий балкон, разветвленная коридорная система, отсутствие мест под шкафы в прихожей или кладовок, совмещенные санузлы, удаленность туалетной комнаты от спальни, низкие потолки, низкая шумо- и теплоизоляции, шумные лифты, отсутствие парковочных мест и так далее", - отмечает генеральный директор ЗАО "Ойкумена" Лев Гниденко. К "эргономичным" опциям можно добавить также инженерные решения, которые не портят интерьер (например, скрытые в полу трубы отопления, изначально установленные в "правильных" местах розетки и выключатели), наличие широких подоконников, но в то же время отсутствие высоких порогов между помещениями квартиры. Михаил Гущин добавляет, что сейчас на рынке четко обозначились классический российский и европейский подходы, в последнем случае кухня совмещается с гостиной (что позволяет избавиться от "лишних" метров коридора - прим. РБК), предусматриваются небольшие спальни, есть гардеробные и кладовки. "Чтобы квартира, дом были эргономичными важно не начинить их по максимуму опциями, а запланировать только то, что по-настоящему важно для покупателей и их комфорта", - считает Михаил Гущин.
Вопрос привычки
Впрочем, как замечают участники рынка, пока не все покупатели готовы "расставаться" с отдельными кухнями - ведь долгое время большая кухня - не менее 12 квадратных метров - была недостижимым идеалом. Поэтому пока до Европы, где эргономичные планировки квартир давно являются нормой, России пока далеко. По оценке Михаила Гущина, сегодня доля европланировок на рынке массового жилья составляет около 15% (общий объем находящихся в продаже в Петербурге новостроек, согласно последним данным, составляет около 7 млн кв. м (прим. РБК). Эксперт полагает, что в перспективе можно прогнозировать рост доли таких продуктов до 30%. "Основных игроков, которые ориентированы на европейский подход в организации жизненного пространства и предлагают его в комплексе, не так много (всего 5-7% компаний), - считает он. Леонид Сандалов считает, что серьезным стимулом для развития эргономичности будет появление еще больших требований у клиентов. "Когда уровень запросов вырастет, застройщики будут стараться соответствовать им. Стоит отметить, что эргономичный продукт не всегда означает его удорожание, поскольку эта характеристика не является основополагающей при определении стоимости", - подчеркивает эксперт.
Комплексная эргономика
С ростом масштаба жилых комплексов стало очевидно, что клиент приобретает не только пространство в квартире, но и на этаже, в подъезде, во дворе, даже в квартале – то есть зона комфорта стала шире, говорит генеральный директор ЦРП "Петербургская недвижимость" Олег Пашин. Поэтому "эргономика" вышла за пределы квартир и стала характеристикой среды обитания.
Например, как добавляет эксперт, изменился подход к планированию мест общего пользования: поскольку на первых этажах жилых зданий теперь часто размещают коммерческие помещения, вход в них обычно планируется с внешнего контура здания. Среди других опций - наличие в подъездах таких помещений, как колясочные (здесь можно хранить не только детские коляски, но и, например, велосипеды), более качественная отделка мест общего пользования. Кроме того, девелоперы вышли за рамки стандартов благоустройства территории, предписанных нормативами. "Во главу угла ставится комфорт и безопасность будущих жильцов. Появляются такие "необязательные" элементы как велодорожки и велопарковки, в видеонаблюдение по всей территории комплекса и круглосуточная диспетчерская стали неотъемлемыми атрибутами качественного современного жилья", - считает Олег Пашин.
По мнению заместителя генерального директора по продажам и маркетингу компании "Ленстройтрест" Анжелики Альшаевой, сейчас начинает быть востребованным понятие эргономики как раз не столько в отношении планировок квартир, сколько применительно к организации жизненного пространства в целом – в доме, возле него, в микрорайоне. "Сколько угодно можно говорить о преимуществах европланировок, но если возле дома нет парковок, и он "облеплен машинами", стоящими в три ряда на газонах, если не организованы подъезды, рядом нет хороших детских площадок, детского сада, школы, благоустройства, никакая эргономика квартиры и дома не заставит людей купить в таком доме жилье", - говорит Анжелика Альшаева.
Реклама или реальность?
В целом перспектива приобрести эргономичную квартиру в комфортном жилом комплексе выглядит весьма привлекательно. Однако, как подчеркивает директор по маркетингу компании "ЮИТ Санкт-Петербург" Екатерина Гуртовая, возможно, кому-то выражение "эргономичные планировки" квартир, домов, мест общего пользования кажется удачным маркетинговым и рекламным изобретением, однако в действительности это не более, чем удобные планировки, вписанные в не очень большие метражи. "Таким образом применительно к недвижимости за понятием "эргономичность" не просматривается никакой особой инновационности и принципиально нового вклада в развитие качества продукта", - говорит Екатерина Гуртовая.
Она уверена, что большинству застройщиков еще необходимо начинать, наконец, всерьез заниматься повышением базового качества своего продукта, в том числе планировочных решений, и не стоит отвлекаться на придумывание простых и дешевых маркетинговых "фишек", призванных имитировать "инновационность" и "комфортность" предлагаемого жилья. Кроме того, по словам Анжелики Альшаевой, никто не отменял законы рынка, и несмотря на желание и старания девелоперов победить в конкурентной борьбе за счет улучшения качества своих проектов и инновационных идей, они все-таки они в первую очередь руководствуются существующим спросом, актуальными запросами рынка, здравым балансом "цена-качество". "Застройщику нужно продавать, причем продавать гарантированно, динамично – это особенно важно на первом этапе продаж. Поэтому в проект всегда закладывается то, что точно будет пользоваться спросом, а именно: проверенные и востребованные варианты планировок, необходимый набор опций и уже знакомые потребителю технологии", - говорит эксперт. Впрочем, это не мешает застройщикам уже думать о дальнейших перспективах. Так, по мнению генерального директора ГК "УНИСТО Петросталь" Арсения Васильева, интеллектуальные системы управления домом – это следующий шаг в создании эргономичного продукта на рынке жилой недвижимости, включающего в себя экологические составляющие – оптимальный микроклимат, безопасность.
МНЕНИЯ ДЕВЕЛОПЕРОВ
Михаил Гущин, начальник отдела развития продуктов и разработки концепций компании "Северный город" (входит в холдинг RBI):
Современный покупатель требователен и внимателен в мелочах, он хочет получать продуманные комплексные решения, создающие комфорт проживания в квартире. Поэтому если мы говорим про эргономику в понимании европейцев (а для многих европейская жизнь – это образец того, как хочется жить), то она не может идти отдельно от таких составляющих, как экология и экономика. Это три базовые вещи – собственно, они и отражены в нашем новом продукте "Квартирах в стиле 3Е". Их отличает, во-первых, соответствие европейским экологическим стандартам, что подразумевает не только безопасность материалов и комплектующих, но и создание комфортной для здоровья и жизнедеятельности среды, во-вторых, эргономичность решений не только в квартире, но и в доме в целом (включая придомовую территорию), а также рациональный подход к сегодняшним и будущим затратам.
Екатерина Гуртовая, директор по маркетингу компании "ЮИТ Санкт-Петербург":
Эргономика – это просто красивое слово, с помощью которого отдельные застройщики пытаются обозначить то, что и так обязательно должно присутствовать в хорошем жилье. А когда появляется какое-то красивое слово, то зачастую возникает и желание подвести под него больше, чем оно значит на самом деле. Эргономичность – это по сути синоним понятий "компактность" и "удобство", то есть абсолютно очевидных и понятных характеристик, которые неизменно присутствуют в качественном продукте, предлагаемом нашей компанией и некоторыми другими профессиональными застройщиками. Покупателю важна не игра в слова, а реальное качество продукта. В доме могут быть очень эргономичные "однушки" и студии, но таких эргономичных квартир будет загружено по два десятка на каждом этаже и качество жилой среды в доме, в итоге, будет по праву сравнимо с "муравейником".
Анжелика Альшаева, заместитель генерального директора по продажам и маркетингу компании "Ленстройтрест":
Если говорить об эргономике, экологии в европейском понимании, то наш рынок еще не дорос и еще долго не дорастет до такого уровня, по крайней мере, в сегменте массового жилья. Идеи эргономичного умного дома вполне реализуемы в единичных проектах высокой ценовой категории, где покупатели готовы переплачивать за внедрение новых технологий, применения дорогих строительных материалов. В сегменте же массового жилья я советую покупателям здраво подходить к вопросу выбора. Если заботишься о качестве продукта, обрати внимание на застройщика, производителя изделий, из которых строится дом, технологию строительства, качество уже реализованных проектов. Убедись, что ты выбрал не только удобную планировку, но и оцени удобство жизни в новом доме или квартале в комплексе – каким будет дом, организация пространства вокруг дома, продуманное зонирование, наличие инфраструктуры.
Дмитрий Брызгалин, генеральный директор ГК "Город":
Начиная с 2008–2009 годов подход к квартирографии и планировочным решениям квартир становится все более прагматичным, и на первое место выходят функциональность и практичность. Соответственно, средняя площадь квартиры, предлагаемой в строящемся доме, уменьшилась до 55,3 кв.м (по итогам 2012 года). При этом основным приоритетом для проектировщиков и строителей стала максимально эффективная работа каждого квадратного метра квартиры на удобство жильцов. Поэтому в сравнительно компактных метражах (однокомнатная квартира – 30-40 кв.м; "двушка" – 50-60 кв.м) жилое пространство дополняется гардеробной, подсобными помещениями, остекленной лоджией, выделенным простенком для установки шкафа-купе. В совсем недавнюю эпоху "больших" и "очень больших" квартир подобное детальное зонирование квартиры перекладывалось "на плечи" покупателя.