«Ашан» нашел способ борьбы с падением спроса
Сеть гипермаркетов «Ашан» привлекла в свои магазины фермерские продукты. Пилотная ярмарка фермеров Ленинградской области открылась в одном из гипермаркетов в Петербурге. По мнению гендиректора агентства INFOLine Ивана Федякова, проведение подобной ярмарки — ответ ретейлера на снижение покупательской активности и кризис гипермаркетов как формата торговли.
«Где-то здесь подвох»
Организаторы разделили ярмарку на пять тематических недель, в рамках которых фермерские хозяйства смогут реализовать молочные, мясные, рыбные и другие продукты. Для участия в акции были отобраны порядка 70 фермеров. Как рассказал журналистам президент Фермерского союза Санкт-Петербурга и Ленобласти Александр Быков, отбор участников происходил «по звонку». «Процесс отбора носил заявительный характер. У нас не было никаких ограничений», — сказал Быков.
При этом многие фермеры отнеслись с недоверием к предлагаемой акции. «Фермеры говорили: «Не может быть, чтобы было бесплатно. Где-то здесь подвох». Кто-то до последнего не верил, что это произойдет», — подтверждает зампредседателя правительства Ленинградской области, председатель регионального комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Олег Малащенко.
«Фермеры очень испугались, когда мы их пригласили. Всегда кажется, что где-то что-то написано «мелким шрифтом», — говорит операционный директор «Ашан Ритейл Россия» Ольга Устинова. — Но у нас есть только одно условие участия — 3% от товарооборота».
Расходы и новые покупатели
По словам Устиновой, места, холодильное оборудование, прием и хранение товара в надлежащих условиях — было предоставлено за счет «Ашана» — от фермеров требовалось только привезти продукты. Топ-менеджер отказалась раскрыть точную сумму расходов ретейлеров на акцию, сославшись на коммерческую тайну.
При этом Устинова сообщила, что у компании нет цели заработать на ярмарке. «Для нас это, в первую очередь, привлечение клиента. Спустя неделю у нас уже выросло количество клиентов», — отметила она, не уточнив, насколько увеличился трафик. Впрочем, по ее словам, подобный «успех» позволяет говорить о возможном продолжении акции в других магазинах сети. По результатам продаж торговая сеть намерена заключить контракты с «лучшими фермерскими хозяйствами», рассказали в компании.
Кризис формата
«Ашан» ищет новые способы стимулирования трафика после того, как компания ощутила ряд трудностей на российском рынке, прокомментировал акцию гендиректор агентства INFOLine Иван Федяков.
«Мы видим отголоски событий 2015 года. Фактически компания столкнулась с резким снижением покупательной способности, особенно в сегменте среднего класса, на который «Ашан» был ориентирован. Другая ключевая проблема — ограничение импорта продукции из стран Европы. В виду своих европейских корней «Ашан» импортировал существенный объем продукции. И в условиях, когда эти цепочки порушились, компании до сих пор сложно восстановить потери», — сказал Федяков в разговоре с корреспондентом РБК Петербург.
Слова эксперта подтверждают данные о финансовых результатах компании. Так, в 2016 году французский ретейлер впервые снизил выручку на российском рынке. Согласно базе данных «СПАРК-Интерфакс», выручка компании упала на 3,2%, а чистая прибыль сократилась на 11,8%. В 2017 году, по оценке INFOLine, выручка сети снизилась на 4% и составила 389 млрд руб.
По словам Федякова, большинство гипермаркетов сейчас переживает кризис — трафик в магазинах этого формата снижается с 2017 года. «Это происходит по двум причинам. С одной стороны, магазины шаговой доступности стали предлагать цены, близкие к ценам гипермаркетов. С другой стороны, существенную часть ассортимента гипермаркетов занимают non-food товары, которые покупают не так активно из-за конкуренции с рынком e-commerce», — добавил эксперт.
Новый ход
В условиях кризиса формата гипермаркетов и сложностей у сети «Ашан» фермерская ярмарка действительно может быть эффективным инструментом привлечения трафика, резюмирует Федяков.
«Одним из драйверов потребительского рынка остается скидка. Сети активно играют с распродажами, сжигая колоссальный объем маржи — своей и производителей. Все понимают, что это бесперспективный путь развития. Многие пытаются уходить от такого лобового, примитивного стимулирования продаж, как скидки. В моем понимании это одна из таких мер, адекватная и интересная», — говорит Федяков.
Кроме того, по мнению эксперта, введение формата ярмарки кажется своевременным на фоне закрытия продовольственных рынков. «Оборот продуктов питания на рынках составляет меньше 2% от всего розничного товарооборота на территории региона. Рыночную торговлю уничтожили, а спрос остался. С точки зрения платежеспособности этот спрос формируется в среднем и выше среднего сегментах. Это люди, которые ценят здоровый образ жизни и качественную продукцию с минимальным промышленным воздействием», — объясняет Федяков. По его словам, можно ожидать, что определенный объем продаж и трафика в гипермаркете увеличится.