Опасная иллюзия: о чём говорит динамика коронавируса?
Коронавирусная инфекция добралась до Петербурга. В четверг, 5 марта, в городских СМИ появились сразу несколько тревожных новостей. Утром стало известно, что число госпитализированных в больницу имени Боткина с подозрением на коронавирус выросло почти вдвое с начала недели (до 44 человек). В обед появилась информация о введении карантина в общежитии одного из городских вузов; позже стала понятна причина — у приехавшего из Италии студента диагностирован COVID-19. В это же время СМИ сообщили, что поликлиника на Петроградской стороне — из-за подозрения на коронавирус у одной из пациенток — закрыла двери на вход и выход.
Несмотря на то, что городские медики и Роспотребнадзор уверяют петербуржцев, что город предпринимает все необходимые меры для того, чтобы не допустить распространения инфекции, судя по соцсетям, многие горожане к этим обещаниям относятся скептически.
РБК Петербург спросил экспертов, насколько, по их мнению, обоснованы страхи по поводу эпидемии и о чем говорит динамика распространения коронавируса. Мнения собеседников издания разошлись.
Александр Абдин, управляющий партнер Euromed Group:
«Панику, охватившую мир из-за коронавируса, можно описать словами учёных: «The world is shrinking» («Мир сжимается»). Сейчас мы можем наблюдать настоящую инфодемию, причина которой связана не только с распространением инфекции, но и активным развитием соцсетей и политикой СМИ. Ведь сегодня человек считает, что то, что происходит на другом материке, происходит фактически на соседней улице. Повышается уровень тревожности, потому что человеку кажется, что он находится в эпицентре неприятных событий. Но по факту эта тревога живет сама по себе, коронавирус — сам по себе, а меры властей по его сдерживанию — тоже сами по себе.
В мире живет около 7 миллиардов человек. Из них активно болеют коронавирусом около 36 тысяч человек, а остальные (те, у кого есть смартфоны) смотрят, как болеют эти самые 36 тысяч.
«Человек считает, что то, что происходит на другом материке, происходит фактически на соседней улице»
Но при этом никто особо не вспоминает, что ежегодно в мире гриппом болеют около 500 млн человек, из них несколько миллионов — умирает. И почему-то все спокойны, по этому вопросу паники нет.
Кто-то возразит, что смертность от коронавируса выше, чем от того же гриппа. Напомню, что коронавирус прицельно «бьет» по людям в возрасте от 75 лет, у которых уже, как правило, есть различные хронические заболевания, это его особенность. Летальные исходы зафиксированы именно в этой категории граждан.
А если рассматривать смертность от коронавируса в пределах других возрастных групп, то она лишь слегка выше, чем смертность от других штаммов гриппа. Поэтому основная цель сейчас — это забота о людях старшего поколения. А вот в закрытии школ на карантин, как это делается в Италии, я не вижу большого смысла. Потому что дети как раз не особо подвержены коронавирусу; эта инфекция передается, в основном, от пожилых людей, а не от молодых.
Да и методика подсчета жертв коронавируса очень спорная. Вот сейчас, например, СМИ говорят о том, что около 90 тыс. человек заразились коронавирусом. Но при этом не уточняют, что болеют (и соответственно находятся под медицинским присмотром) лишь треть из них, а остальные уже выздоровели или на пути к выздоровлению. По сути при подсчете заболевших нужно учитывать только тех, у которых заболевание протекает в острой фазе, тогда окажется, что ситуация не так критична, как это представляется в СМИ».
Лев Авербах, генеральный директор «Корис Ассистанс»:
«Многие сейчас сравнивают коронавирус с обычным гриппом, но это некорректно, поскольку сейчас, пока идет эпидемия, у нас нет точных данных о количестве заболевших и умерших. Поэтому нет полного набора четких параметров, по которым можно сравнивать эти инфекции.
Проблема в том, что инкубационный период у коронавируса значительный — до 27 дней. Это значит, что у людей, которые побывали в Китае и разъехались по домам, признаки болезни могут еще не проявляться. Но процесс уже пошел. Мы не сможем остановить эпидемию. Она уж пришла и в Россию, и в другие страны придет тоже. Но сейчас предположить, где будут новые очаги вспышки вируса, мы не можем, потому что его пока диагностируют не во всех регионах и странах.
Хочу развеять несколько ошибочных представлений о коронавирусе. В частности, утверждение о том, что у него невысокая смертность. Сейчас, на начало марта, смертность от нового коронавируса COVID 2019 составляет около 2% от выявленных заболевших. Это на порядок выше, чем смертность от обычного гриппа, с которым любят сравнивать COVID 2019.
Чаще умирают заболевшие от пневмонии, от которой практически нельзя спасти, потому что пневмония вирусная и быстротекущая. В зоне риска пожилые люди с ХОБЛ (хроническая обструктивная болезнь лёгких), в этой группе умереть от коронавируса может каждый третий.
«Смертность от нового коронавируса на порядок выше, чем от обычного гриппа»
В связи с длительным инкубационным периодом точно определить заболеваемость от COVID 2019 можно будет лишь после того, как эпидемия завершится — и станет понятно общее число заболевших. Более ранние оценки — это своего рода гадание на кофейной гуще.
Еще одна ошибка — считать, что коронавирус не опаснее, чем грипп. Сейчас уже ясно, что новое заболевание длится гораздо дольше, чем грипп, и нередко проходит достаточно тяжело, а заболевших приходиться госпитализировать в отделения интенсивной терапии и даже реанимацию. Число тяжёлых больных, нуждающихся в реанимации, достигает 32% от общего числа заболевших. В общем, относиться к COVID 2019 нужно очень внимательно. «Такой же, как грипп» — всего лишь успокаивающая иллюзия, которую пытаются выдать за действительность.
Но панике поддаваться тоже не стоит. Надо помнить, что заразиться коронавирусом можно лишь при близком контакте с инфицированным — нужно подойти на расстояние менее двух метров. Лететь в одном самолёте, ехать в одном вагоне метро, работать в одном офисе или ходить по одной улице с больным человеком относительно безопасно, если вы не подходите к нему слишком близко. Поэтому желательно избегать посещения мест большого скопления людей и временно отменить поездки в другие страны».
Алексей Яковлев, профессор, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологи медицинского факультета СПбГУ (бывший главврач Боткинской больницы):
«Сейчас ни в Петербурге, ни Москве нет никаких оснований для введения карантина. Один, два и даже десять заболевших на один город — это еще не повод для широкомасштабных карантинных мероприятий.
В целом сейчас к работе в условиях эпидемии в России готовы инфекционные службы только двух городов — Казани и Петербурга. В частности, в Петербурге есть современный, крупный филиал больницы им. Боткина на Пискаревском проспекте. Технология «ведения» пациентов с коронавирусом уже отработана. В частности, нужно особенно пристально следить за тем, чтобы у пациентов не развивалась легочная недостаточность.
«К работе в условиях эпидемии в России готовы только два города — Казань и Петербург»
Хотя стоит признать, что даже введение карантинных мер не сможет в полной мере препятствовать распространению вируса у нас в городе — ведь через Петербург многие люди едут транзитом, здесь много стыковочных рейсов, а проверить абсолютно всех туристов мы все равно не сможем.
В сложившейся ситуации стоит успокоиться, не впадать в истерику, соблюдать правила гигиены и особенно заботиться о старшем поколении, у представителей которого коронавирус может давать тяжелые осложнения в виде пневмонии. И также важно помнить, что коронавирус менее контагиозен (заразен), чем, например, грипп. То есть, для заражения нужен достаточно тесный контакт с инфицированным человеком».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции
Подпишитесь на РБК Петербург в ВКонтакте, Facebook и Instagram