«Выжмут все»: китайские туристы возвращаются в Петербург
С 6 февраля, как сообщила в конце января пресс-служба Министерства культуры и туризма КНР, Китай возобновляет групповой въездной туризм в 20 стран. В список вошла и Россия. Предполагается, что туры будут организованы в формате «авиабилет+отель». Ассоциация туроператоров России (АТОР) ожидает прибытия первых групп уже в феврале-марте. Представители туристической индустрии сообщили РБК Петербург о большом количестве заявок, а также о том, чем будет отличаться новая волна китайского туризма от того, с чем сталкивался город в «доковидный» период. Главная интрига теперь заключается в том, насколько поможет возвращение гостей из Поднебесной российской индустрии гостеприимства, ситуация для которой в последние годы заметно ухудшилась.
Взаимная симпатия
Спрос на Петербург со стороны китайских туристов виден уже сейчас, сообщила генеральный директор туроператора «Премьера» Марина Самородская. По ее словам, китайские партнеры контрактуют отели, транспорт, гидов, музеи. При этом отсутствует ясность относительно оформления виз и регулярности авиаперевозок.
Вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин подтверждает интерес к возобновлению поездок в Петербург со стороны китайских операторов и ответную заинтересованность петербургского бизнеса. «Групповые туристы из Китая предпочитают останавливаться в отелях трех звезд — это недорогой клиент для рынка. Но для отелей, работающих с китайскими туристами, это дополнительный доход, которого они были лишены во время пандемии», — считает эксперт.
Напомним, что в 2019 году Петербург посетили 4,9 млн иностранных туристов, из которых 957 тысяч, согласно данным комитета по развитию туризма Смольного, приехали из Китая. Общее число китайских туристов, посетивших Россию в 2019 году, по данным вице-президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрия Горина, составило 1,5 млн человек.
Отели, принимающие китайских туристов, вскоре начнут традиционную подготовку — вернут определенные изменения в шведский стол и, вероятно, выделят для гостей отдельные этажи. В городе, по словам Алексея Мусакина, с прибытием гостей из Китая, массово откроются магазины с янтарными сувенирами. Директор по маркетингу сети апарт-отелей YE’S Юдита Григайте отметила, что к этому времени в отелях подготовят дополнительные инструкции и указатели на китайском языке.
«Так как зачастую процент персонала, разговаривающего на китайском языке, достаточно мал, речь идет о подготовке дополнительных материалов и инструкций, которые обеспечат туристам ясное представление, к кому обращаться при возникновении вопросов», — прокомментировала Григайте. По ее словам, после заявления о возвращении китайских туристов бизнес ждет существенного оживления иностранного турпотока — в 2019 году туристические группы из Поднебесной составляли порядка 10-15% от всех арендаторов сети апарт-отелей YE’S в двух столицах.
В комитете по развитию туризма сообщили, что во второй половине февраля планируют запустить курсы повышения квалификации для специалистов, работающих с туристами из Китая.
Как добраться
Однако, несмотря на взаимный интерес сторон, в ближайшее время турпоток едва ли достигнет допандемийных показателей, полагают эксперты и участники рынка. Во-первых, в Китае еще возможно ужесточение коронавирусных ограничений. Во-вторых, по мнению Марины Самородской, туристов может отпугнуть политическая ситуация в стране. С учетом этих обстоятельств турпоток восстановится не раньше конца марта — начала апреля, считает Алексей Мусакин.
Кроме того, сейчас возобновлению поездок в прежнем объеме мешает ряд нерешенных проблем — отсутствие платежных решений, безвизового режима и нужного числа авиарейсов. Наиболее острым вопросом эксперты считают низкую транспортную доступность Петербурга для туристов из Китая.
Для удовлетворения спроса и организации туристического потока между странами должны курсировать около 200 рейсов в неделю, утверждает Дмитрий Горин. Сейчас самолеты вылетают из Пекина, Шанхая, Харбина, Гуанчжоу, Шеньчжэня и Чэнду, однако общее число рейсов в неделю — порядка 20. При этом цены выросли в 2-3 раза — если раньше средняя стоимость билетов в оба конца составляла $400-500, то сейчас она достигает $1000.
Увеличению числа рейсов препятствует позиция китайских властей — страна открыта не для всех российских авиакомпаний. Так, в мае 2022 года в черный список попали самолеты российских авиаперевозчиков, использующих самолеты Boeing и Airbus, на которые не оказалось сертификатов о дерегистрации. Напомним, по правилам, самолеты с регистрацией в двух юрисдикциях — в РФ и за границей, не могут пользоваться воздушными коридорами Китая. Для решения вопроса с полетными программами, по мнению Дмитрия Горина, нужно прийти к компромиссу и разрешить китайским компаниям выполнять больше рейсов. «Учитывая реалии, возникшие из-за действующих ограничений, на начальном этапе китайским авиалиниям можно дать больший объем перевозок, как это было с Турцией летом», — пояснил эксперт.
По прогнозам экспертов, при текущем количестве рейсов, отсутствии групповых виз и высокой цене перелетов турпоток 2019 года может восстановиться только на 30%.
Как платить
Низкая транспортная доступность — не единственная проблема. После ухода из России международных платежных систем, власти продолжают искать достойные альтернативы. Для гостей из Китая выходом может стать система Union Pay. Но есть нюанс — если карта выпущена за рубежом, то ей нельзя расплатиться в торговых точках, использующих POS-терминалы банков, находящихся под санкциями. В их числе, как известно, и российские кредитные организации. В качестве решения Дмитрий Горин видит возвращение к идее создания «Карты туриста», которую можно было бы открывать по прибытии в страну.
Что касается безвизового режима для групп, то он, по ожиданиям экспертов, будет восстановлен уже в первой декаде февраля.
Кто заработает
Эксперты поделились и еще одним опасением — они не исключают, что с восстановлением въездного туризма из КНР, бизнес вновь столкнется с ошибками допандемийного прошлого.
«Правила, которые требует ввести туристический бизнес, — сделать так, чтобы кто-то зарабатывал, кроме гостиниц и самолетов. Раньше зарабатывали в основном китайские гиды, транспортные компании, водители, кафе. Соответственно, они получали все, а страна и бизнес не очень много, за исключением гостиниц», — констатирует Алексей Мусакин.
До пандемии из-за роста «серого» въездного туризма бюджет РФ недополучал миллиарды рублей. Гости из Поднебесной зачастую приезжали в Россию через турфирмы КНР со своими экскурсоводами, а на месте посещали только магазины и заведения общепита, аффилированные, по словам участников рынка, с предпринимателями из Китая. С 1 июля 2022 года вступил в силу закон об обязательной аттестации гидов — он предусматривает проверку компетенций и наличие либо российского гражданства, либо специального соглашения с РФ. Для нелегальных работников предусмотрены штрафы.
Любимый клиент
Возвращение «серого» туризма — не единственное опасение игроков рынка. В условиях отсутствия въездного туризма в России, представители китайского бизнеса могут почувствовать свою незаменимость, поясняют собеседники РБК Петербург. В этих условиях продавать свои услуги дорого у российских игроков туриндустрии вряд ли получится.
«Китайцы и раньше особо много не платили, а если они поймут, что стали любимыми клиентами, то будут выжимать до предела — они это умеют. И у отелей, которые занимались приемом китайских групп, вариантов не будет — им сейчас недостаточно туристов, особенно в межсезонье», — рассуждает Мусакин.
В 2021 году городской комитет по развитию туризма в ходе опроса выяснил, что подавляющее число китайских визитеров (52,2%) готовы тратить от 1 000 до 5 000 юаней в день (11,4–57 тыс. руб.). Менее половины опрошенных (33,2%) отметили, что могут позволить себе расходы в размере 5 000–10 000 юаней ежедневно (57–114 тыс. руб.).
И тем не менее Китай, по мнению Дмитрия Горина, может стать базовым рынком, который восстановит индустрию въездного туризма.
«Нужно использовать уникальный момент, пока Китай не открыл все рынки. Когда это произойдет, то окажется, что в других местах нет вопросов с визами, самолетами, платежными картами. Сейчас в этой конкуренции нам дан шанс», — считает Горин.
Повтор публикации от 02.02.2023