Экономист — о том, что на самом деле ждёт Петербург в следующем году
Одобренный Законодательным собранием Санкт-Петербурга в первом чтении проект городского бюджета на трехлетнюю перспективу можно назвать сдержанно оптимистичным. Власти не ждут повторения «золотого дождя», неожиданно переполнившего казну в 2022 году, когда собственные доходы региона впервые превысили 1 трлн руб. и позволили пережить первый подсанкционный год с хорошим профицитом. Однако рассчитывают, что доходная часть будет понемногу прирастать, а дефицит неуклонно снижаться.
О том, как удастся Петербургу пройти период экономической нестабильности и с какими главными рисками столкнутся региональные экономики в следующие годы, рассказала известный экономист, профессор географического факультета МГУ, доктор географических наук Наталья Зубаревич в интервью РБК Регионы.
«Без шика, но терпимо»
— Каким для Петербурга может быть следующий год?
— Предположительно, можно ожидать нормального наполнения бюджета. Да, по газу беда, у «Газпрома», по последним данным, уже минус 25% объёма добычи. Но по отчислениям в бюджет «Газпромнефти», скорее всего, все будет нормально.
Кроме того, есть дополнительные стабилизаторы — гособоронзаказ и военные предприятия. Это не про прибыль, но про возросший НДФЛ, доля которого всегда в бюджете Петербурга равна или превосходит налог на прибыль. По итогам 9 месяцев этого года оба эти источника идут вровень, на уровне 36%, то есть, конструкция бюджета пока более-менее устойчивая. Скажем так: в 2024-м такого шика, как в Москве, не будет, но точно будет терпимо.
«Скажем так: в 2024-м такого шика, как в Москве, не будет, но точно будет терпимо»
— Может ли переориентация грузопотоков на восток дать петербургскому порту новую жизнь и помочь восполнить сократившиеся доходы газовой отрасли?
— Ну вы сравнили петербургский порт с «Газпромом»! Такого не случится, потому что плечо перевозок чудовищно огромное, издержки на логистику выросли в разы. Преимущества, которые были у всего Северо-Запада на рынке сбыта, утрачены. Дальше всё будет зависеть от внешних цен на вывозимую продукцию (а это в основном сырьё). Никто в убыток себе возить не будет. Но полагаю, вот эта флуктуация не навеки. История учит, что всё как-то заканчивается. И у меня нет ни малейших сомнений: через 10-20 лет статус Петербурга как окна в Европу восстановится.
— Насколько успешно, на ваш взгляд, выстраивает Санкт-Петербург бюджетный процесс?
— Как мы помним, в 2022 году на фоне диких нефтяных цен петербургские власти нагнали доходы бюджета 700 с чем-то миллиардов до триллиона рублей и распиарили это на всех углах. Простая мысль, что в следующем году уже не будет таких цен и столько не получишь, как-то не пришла в голову. В этом году по итогам 9 месяцев видим падение доходов бюджета, а расходы растут. Спасает шикарный профицит, плюс 15%, — переходящие остатки прошлого года. Потому что при беспрецедентном росте доходов Петербург очень скромно расходовал.
«Простая мысль, что в следующем году уже не будет таких цен и столько не получишь, как-то не пришла в голову»
Но, надо признать, финансирование социальных расходов год за годом власти города держат в плюсовой зоне и в неплохой динамике. Например, на здравоохранение в этом году — плюс 18%, тогда как по стране — минус 3%. При этом нет нормальной оптимизации, как в той же Москве, которая ведет супер грамотную финансовую политику. Питер идет немного по старинке, проедая накопленные остатки.
«В чемодане не провезешь»
— За какими экономическими угрозами надо будет следить регионам в следующем году?
— Не в следующем, а в ближайшие несколько лет. Во-первых, это постепенный выход из строя высокотехнологичного оборудования, которое в России не производится. Заменять мощности будет очень сложно, особенно крупногабаритные — в чемодане не провезешь. Да, что-то умеют делать китайцы, но не все. И замена того, что не умеют, станет головной болью для бизнеса.
Второе — надо смотреть очень внимательно на турбулентности на рынках. Дисбалансов становится всё больше, пока они устраняются в ручном режиме. Мы уже видели дизтопливо, зерно, курятину. Когда количество дисбалансов перейдёт некий критический уровень, всё разрулить руками будет невозможно. Тогда экономика может слететь в настоящую турбулентность. Скорее всего, в 2024 году этого не произойдет. Но на горизонте нескольких лет такие риски существуют.
«Заменять мощности будет очень сложно, особенно крупногабаритные — в чемодане не провезешь»
Третий риск — это многолетний дефицит трудовых ресурсов, и от него никуда не деться. Гонка зарплат вечной быть не может. Есть идея вводить автоматизацию. А где вы возьмете технологию, оборудование? Это тоже вопрос, и опять дополнительные издержки. Состояние рынка труда — это вызов сильнейший.
Тренд на параллельный импорт
— Может импортозамещение нивелировать риски выхода из строя высокотехнологичного оборудования? Вы верите в его перспективы?
— Верю. Но заместить возможно относительно несложную продукцию, например, технику для добычи нефти. Мы такое оборудование производили в советское время, можно что-то добавить, улучшить. То же — с производством присадок для химической промышленности, мы их тоже выпускали. Вот тут получится. А если речь идет о хай-теке и абсолютно новых решениях, то у меня большие сомнения, сразу вспоминаю судьбу самолетов Sukhoi Superjet и МС-2.
Тем более, мы видим, что, например, в грузовом транспорте идет замена европейского автопрома китайскими машинами. Любой бизнес будет думать: «Я сейчас вложусь, а на рынке окажутся конкурентами китайцы. Я инвестиции отобью или не очень?». Пока мы видим базовый тренд не на импортозамещение, а на параллельный импорт. Но пропорция со временем может измениться.
«Любой бизнес будет думать: «Я сейчас вложусь, а на рынке окажутся конкурентами китайцы. Я инвестиции отобью или не очень?»
— Например, если параллельному импорту перекроют каналы извне?
— По-настоящему получается перекрыть поток строго военных технологий, технологий для больших энергомощностей. Нельзя заменить выходящие уже из эксплуатации авиамоторы Airbus и Boeing, потому что на современных самолетах стоят моторы с чипом. Параллельный импорт прослеживается и пресекается точечно, вот в таких секторах. Остальное будут пытаться перекрыть. Я подчеркиваю: именно пытаться. Поскольку в 2022-м тех же компьютерных чипов ввезли больше, чем в 2021-м, у меня особых иллюзий нет.
Кейс управленческой адекватности
— В сентябре вручную с трудом успокоили турбулентность на топливном рынке. Что будет дальше с ценами на бензин?
— После попытки уменьшить обратный демпфер, а потом отказа от этого решения, система испытала несколько шоков одновременно. И сейчас после колоссальной турбулентности она потихоньку будет приходить в какую-то норму. Как вы догадываетесь, цены на бензин не опустятся, это правда. Но самую острую проблему сняли — на юге страны просто физически отсутствовало дизтопливо, очереди на заправках стояли.
— Запрет экспорта дизеля и бензина — это надолго?
— Запрет на экспорт — это такой кейс управленческой адекватности и эффективности, при том, что надолго это сделать нельзя по технологическим причинам. В перспективе экспорт всё равно восстановят, никуда не денутся, потому что невозможно залиться дизтопливом — его хранить негде, а цены на мировом рынке замечательные. Но экспорт будет идти по трубам: основное направление — на Балтику по продуктопроводу, и дополнительное — на Юг, на Новороссийск.
«Цены на бензин не опустятся, это правда. Но самую острую проблему сняли»
— Сейчас мы проходим период дисбаланса на рынке зерна?
— Государство играет в сложную игру. Оно пытается сделать так, чтобы от экспорта зерна получить побольше денег, на внешних рынках цены хорошие. В то же время, чтобы зерна в стране было с избытком и внутренние цены не росли. Но если вот так стараться сохранить баланс, результат не всегда ожидаемый. Мы уже видим, чем это заканчивается.
Внутренняя цена на зерно падает, а у нас еще не распроданы переходящие остатки урожая прошлого года. Аграрии просто в голос кричат, что они теряют доходность. Такая политика ведет к полнейшей затоварке и падению цен. Но аграрий не идиот, у него мозги работают на рыночной основе. Если Минсельхоз не начнет решительных действий, то многие аграрии просто уменьшат посевы.
— Многие проблемы — от регулирования внутренних цен на топливо до параллельного импорта — решаются на федеральном уровне. Могут ли на них повлиять регионы?
— Большинство экономических вызовов — действительно, задачи федерального уровня. Но регионалы всё-таки могут периодически собирать что-то типа хора Пятницкого и синхронно петь о важных проблемах, привлекая внимание федерального центра. Вот Северо-Запад собрался весь, с губернаторами, с лесопромышленниками, устроили большое совещание и «вытащили» дистанционно на него Путина (совещание по проблемам лесопромышленного комплекса, проведенное В.В.Путиным в формате видеоконференции 10.02. 2023 года, — ред.). Не бог весть как результативно, но попытались что-то сделать сплочённой группой, у которой общие проблемы.
Повтор публикации от 01.11.2023