Перейти к основному контенту
Осень, что же будет?... ,  
0 

«Очень плохая ситуация»: игроки молочного рынка ищут замену импорту

Фото: Холявчук Светлана/PhotoXPress.ru
Фото: Холявчук Светлана/PhotoXPress.ru

РБК Петербург продолжает цикл мнений петербургских бизнесменов под общим названием «Осень, что же будет? ...». Мы спросили представителей разных отраслей, как события последних недель повлияли на ситуацию в их отрасли и какие тренды набирают обороты. В прошлых публикациях своим мнением делились игроки рынка доставки продуктов, рынка хлебобулочных изделий, а также представители автодилерского бизнеса. Из их ответов следует, что внешние стрессы уже запустили внутреннюю перестройку на многих российских рынках. Сегодняшняя публикация посвящена изменениям в сфере производства молочных продуктов.


«Очень плохая ситуация»: игроки молочного рынка ищут замену импорту
Георгий Житмарёв, заместитель гендиректора «Пискаревского молочного завода»:

«Последние полгода отрасль преодолевала последствия введенных санкций. Болезненным был кризис на рынке упаковки, когда норвежская компания Elopak, производящая картонные коробки для жидкостей, приостановила работу в России; а финская компания Stora Enso, которая снабжала Elopak бумагой, прекратила поставки в Россию. Существенно сократила объёмы поставок шведская компания Tetra Pak. Молочники решали эту проблему по-разному: кто-то переходил на пластик, кто-то искал российского производителя бумажной упаковки. Мы, к счастью, долгие годы работали с российским производителем, который смог нам заместить выпавшие объёмы иностранной упаковки. У нас остался только один пол-литровый формат, который производился в Сербии и сразу никто не мог предложить ему замену. Но мы нашли в Китае производителя, который нам его заменит, и уже получили первую партию упаковки.

Помимо упаковки, у молочников было много европейского и японского оборудования. Немцы отказались от контрактов по обслуживанию своего технологического оборудования, отказались поставлять запчасти, потому что боятся санкций. Японцы не стали поставлять комплектующие к своим принтерам, но мы нашли их через параллельный импорт. Для европейского оборудования мы нашли поставщиков в Китае и в России.

«Было бы нахально утверждать, что мы полностью решили все проблемы с упаковкой. Российские компании делают всё, чтобы заместить выпавший объем упаковки, но мы работаем с колёс, то есть запаса у нас нет».

Сегодня мы не видим дефицита молочной продукции на полках, то есть катастрофы не произошло. Было бы нахально утверждать, что мы полностью решили все проблемы с упаковкой. Российские компании делают всё, чтобы заместить выпавший объем упаковки, но мы работаем с колёс, то есть запаса у нас нет. Это очень плохая ситуация. Надо иметь складские запасы хотя бы на два месяца, тогда бы я был спокоен. Надежду даёт то, что некоторые российские производства сейчас устанавливают или имеют планы установить новые линии — тогда можно будет рассчитывать на больший объем поставок.

Что касается цен, то с начала весны до сентября молочная продукция подорожала примерно на 10%. Объемы производства у нашего завода практически не снизились. Нам приходится ограничивать только выпуск сливок и молока в пол-литровых упаковках.

Сейчас мы вступили в новый трудный этап. Он связан с цифровизацией. С 1 сентября наступил очередной этап маркировки — введение объёмно-сортового учёта через электронный документооборот. Рынок лихорадит: оказалось, торговля не готова к введению электронного документооборота. Если ещё сетевая розница к этому готовилась, то не сетевая розница этим не занималась вообще.

«Рынок лихорадит: оказалось, торговля не готова к введению электронного документооборота».

Правила маркировки сделали электронный документооборот по маркированным товарам обязательным и сократили срок подписи документов с пяти до трёх дней. Сейчас, получается, магазин фактически не должен принимать товар, пока не подпишет электронные документы. А электронная система перегружена, и товар приезжает в магазин раньше, чем приходят электронные документы. Для скоропортящихся товаров это трэш! И магазин не может выгрузить товар, и водитель простаивает часы в ожидании разгрузки».


Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции

Подготовила: Виктория Саитова

После публикации материала РБК Петербург получил комментарий представителя Центра развития перспективных технологий — оператора Национальной системы цифровой маркировки «Честный знак»:

«Новый этап маркировки молочной продукции в России, стартовавший 1 сентября и связанный с введением системы электронного документооборота (ЭДО), не отразился на производстве и поставках товара. Об этом заявили представители ряда отраслевых компаний, союзы, ассоциации и регионы. Уже по состоянию на 1 сентября к ЭДО было подключено более 90% участников оборота молочной продукции, сейчас эта цифра еще выше. Дополнительно правительство РФ смягчило требования маркировки для представителей молочной отрасли. Утвержден временный упрощенный порядок работы в информационной системе маркировки для участников рынка молочной продукции. Он будет действовать до 1 июня 2025 года. Теперь реализация продуктов может начинаться сразу после их поставки в магазин или оптовый склад, так как на внесение информации о прибывшей партии в информационную систему маркировки производителю и продавцу дается три дня. Ранее передавать сведения было необходимо сразу, а только после подтверждения их корректности — начинать продажу молочной продукции. При этом важно отметить, что сокращение времени оборачиваемости товара положительно влияет на экономическую эффективность, в том числе путем снижения трудозатрат».

СберПро Медиа Госсектор

Меры поддержки бизнеса от государства за август

СберПро Медиа Торговля

Барометр отрасли: «Торговля & торговая недвижимость»

СберПро Медиа Интересное

Три цифровых сдвига: как трансформация меняет бизнес-модели компаний

СберПро Медиа АПК

Управляемая доходность. Агрохолдинги созрели для цифровой трансформации

СберПро Медиа Интересное

Дайджест актуальных трендов. Электрокары, открытый банкинг и осознанное потребление

СберПро Медиа Транспорт

Новые маршруты и диверсификация: куда идёт российская логистика

СберПро Медиа Интересное

От стратегии к тактике. Как избежать рисков во время цифровой трансформации

СберПро Медиа Недвижимость

Лёгкие на подъём. Какие возможности есть у российского рынка индустриальной недвижимости

СберПро Медиа Интересное

Три ошибки цифровой трансформации

СберПро Медиа Интересное

Стабильность изменений: как быть лидером в трансформирующемся мире

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 21 сентября
EUR ЦБ: 103,37 (+0,45)
Инвестиции, 20 сен, 16:42
Курс доллара на 21 сентября
USD ЦБ: 96,62 (+0,39)
Инвестиции, 20 сен, 16:42
Как беженцев из Карабаха разместили на базе российских миротворцев Политика, 11:12
Что скрывает Эрдоган. Почему президент Турции объявил войну Центробанку Pro, 11:04
Женский взгляд на инвестирование: преимущества долгосрочного подхода РБК+, 11:03
Гиперавтоматизация: что это такое и как она решает задачи бизнеса Тренды, 11:02
Подборка доступных квартир в пределах МКАД РБК и ПИК, 11:02
«Дом.РФ» — о том, почему российской экономике необходима трансформация Новая экономика, 11:01
5 финансовых моделей, которые подрывают устойчивость бизнеса Pro, 10:53
Нетворкинг: как заводить полезные знакомства
За 5 дней вы научитесь производить нужное впечатление и извлекать пользу из новых контактов
Прокачать навык
В Москве камеры начнут штрафовать за непристегнутых пассажиров Общество, 10:49
Кадры приезда делегации Карабаха на переговоры с Азербайджаном Политика, 10:43
Бумаги ТМК подешевели на новости о вторичном размещении акций Инвестиции, 10:40
В каких экологических проектах можно поучаствовать уже сейчас РБК и ДПиООС, 10:39
22 сентября состоится «Demo Day» международного акселератора Sber500 РБК Events, 10:39
Лавров не будет общаться с американскими чиновниками на Генассамблее ООН Политика, 10:37
Чем привлекает инвесторов недвижимость на Бали РБК Недвижимость, 10:37