Петербург изнутри: о чем говорят бизнесмены
Импортозамещение может дать короткий запал для разгона ВРП, особенно благодаря военной индустрии, однако никакой долгосрочной платформы для развития промышленности оно не создаст. К такому выводу пришли участники петербургской дискуссии в клубе Winner. Интеллектуальные встречи прогрессивных бизнесменов за бокалом вина», организованной РБК в винной комнате ресторана Barbaresco. (Первая встреча этого цикла прошла весной и была посвящена поиску причин затянувшейся стагнации в экономике.)
По словам Сергея Цыбукова, генерального директора ООО «НПО по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды», петербургская промышленность попала в производственную вилку - с одной стороны, мы не может производить массовый продукт из-за высоких издержек, с другой - стать "ателье индивидуального пошива" нам тоже непросто - не хватает научных и управленческих компетенций.
С.Цыбуков / Фото РБК
По мнению С.Цыбукова, Петербург должен продавать комплексные проекты, к примеру, для крупных инфраструктурных строек. «Раньше Ленинград строил атомную станцию, а рядом проектировал город - Сосновый Бор. Мы продавали такие решения по всей стране. Сейчас нам надо опять научиться создавать и продавать комплексные решения для крупных инфраструктурных проектов».
Подобный подход уже пытаются применить компании на строительном рынке. Константин Ковалев, первый заместитель генерального директора группы компаний «Пионер», рассказал, что сейчас на рынке становятся интересны комплексные проекты, где помимо жилья будут построены медицинские центры, зоны отдыха и т. д.
К.Ковалев / Фото РБК
Игольное ушко
Кроме того, бизнесмены уверены, что точками приложения сил могут стать небольшие узкоотраслевые производства в уже развитых промышленных отраслях. «На рынке много ниш, но только в этих нишах нужно научиться работать, они сложные», - говорит С.Цыбуков.
Один из участников дискуссии генеральный директор компании Grotex Олег Жеребцов рассказал, что, к примеру, в российской фармацевтике есть место для появление новых промышленных проектов. «В России практически не делаются лекарства от глаукомы – 95% лекарств производятся за рубежом. Является ли это причиной делать этот препарат? Конечно, себестоимость препарата составляет несколько десятков рублей, продукт попадает на прилавок по цене около 500 руб.», - говорит бизнесмен. Однако высокая маржинальность пока не стимулирует предпринимателей инвестировать в этот бизнес. О.Жеребцов объясняет это длинным подготовительным этапом. «В производстве лекарств длинные циклы - около пяти лет. Вам нужно построить завод, сертифицировать оборудование, привести станки, надо получить регистрацию, лицензию, миллионы согласований от государственных ведомств», - рассказывает предприниматель.
О.Жеребцов / Фото РБК
Где та молодая шпана
Импортозамещение может стать стимулом, но оно не станет панацеей для экономики, поскольку системе нужна структурная перестройка, изменение инвестиционного климата в стране, развитие института предпринимательства, считают бизнесмены.
«Целое поколение предпринимателей, которые с 90-х занимаются бизнесом, сейчас столкнулись с изменением парадигмы приоритетов. Мы строили свои компании, шли по пути конкуренции, либеральных идей, но сейчас мы видим, что идет разворот в системе. Я сам теперь ищу новую мотивацию заниматься делом, которым занимался всю жизнь. Мы стоим на точке перелома», - говорит Петр Кузнецов, директор компании «Конфидент».
Е.Зинин и В.Новиков / Фото РБК
Олег Жеребцов объясняет это тем, что рыночные отношения в России пока еще не состоялись как серьезный тип взаимоотношений, который превалирует над другими связями. «20 лет назад все были оптимистами, потом рынки столкнулись с могуществом государства, скупкой частных активов, консолидацией по многим направлениям, какой-то бизнес вообще перестал конкурировать, компании стали монопольными и так далее. Сейчас у нас колоссальное количество людей, которые не хотят работать в частном бизнесе, кто-то устраивается в оборонку, кто-то охранником, кто-то в РЖД», - говорит предприниматель. По его мнению, в Петербурге, который имеет потенциал стать центром научных разработок, технологий, не осталось для этого ресурсов . «Мы видим людей, для которых купить что-то у брата-свата, взять на работу родственников — это важнее, чем рыночные отношения в широком смысле слова», - считает О.Жеребцов.
Европейский бойкот
Изоляция России от европейского сообщества только усугубит проблемы низкой предпринимательской активности в стране, считают бизнесмены. «Начинается изоляция, уменьшается культурный и научно-технический обмен. Это процесс редко имеет односторонний характер, это идет с обеих сторон идет. Через какое-то время наши европейские партнеры начнут менять условия, все это в итоге ведет к разрыву связей. Для меня как предпринимателя важной мотивацией является возможность делать высококачественный продукт. Потеря контакта, доступа к информации, международным знаниям - приведет к катастрофе», - подчеркивает Петр Кузнецов.
П.Кузнецов / Фото предоставлено пресс-службой
Инна Вавилова, управляющий партнер адвокатского бюро «Прайм Эдвайс Санкт-Петербург», соглашаясь с общим мнением об ослаблении российских компаний из-за международной изоляции, приводит в пример опыт Индии, юридический рынок которой является одним из самых закрытых в мире. «На юридическом рынке изоляция от мирового опыта опасна. Сейчас идет большая дискуссия, надо ли нам закрыть свой рынок для мировых игроков или нет. С одной стороны, если исчезнут все иностранные компании, то освободится огромная ниша. Но с другой стороны, если посмотреть на опыт изолированных рынков, например, юридического рынка в Индии, то можно увидеть крайнюю отсталость, низкий уровень технологий, знаний».
И.Вавилова / Фото РБК
Пока экономические и политические проблемы больше пугают бизнес, чем дают ему новые платформы для развития. Эксперты соглашаются, что для многих отраслей импортозамещение могло бы стать хорошим стимулом для небольшого роста, однако поколение уже сложившихся предпринимателей не получает от государства четких сигналов о поддержке частной инициативы на коммерческих рынках, а новое поколение бизнесменов пока не заявило о себе.
Ресторан Barbaresco/ Фото предоставлено пресс-службой