В Петербурге разработали уникальную альтернативную GPS навигацию
Компания Cognitive Pilot, разрабатывающая технологии беспилотного транспорта, создала собственную навигационную систему Cognitive Navigation для умных трамваев, которая может работать в отсутствии сигнала GPS (и которая, как утверждают в компании, еще и точнее GPS). Решение пока проходит тестовые испытания в Санкт-Петербурге и по предварительным оценкам позволяет повысить безопасность движения на 20-25%. К концу 2024 года планируется оснастить системой Cognitive Navigation все умные трамваи в Петербурге.
Как говорят эксперты, одной из ключевых проблем в организации автономного движения транспорта в городских условиях является определение его точного местоположения. Такая точность необходима для своевременного реагирования робота, управляющего транспортом и, соответственно, для повышения безопасности движения.
Традиционные способы определения местоположения основаны на использовании GPS-сигнала. Однако, как утверждают эксперты, в городских условиях GPS весьма ненадежен. «В условиях плотной застройки территорий высотными зданиями, создающими для спутниковых сигналов так называемый «каньонный эффект», а также парковых зон, мостов, тоннелей, оборонных и иных организаций, где GPS-сигнал «глушится» внешними устройствами, постоянное использование навигации по GPS не представляется возможным. Аналогичные проблемы испытывает и навигация по ГЛОНАСС», — утверждает Максим Ледков, исполнительный директор АНО «Совет рынка городской и транспортной инфраструктуры».
В отличии от традиционных, спутниковых, систем основными элементами Cognitive Navigation являются инерциальный модуль (гироскопическое устройство, отвечающее за ориентацию трамвая в пространстве), одометрический датчик (средство определения пройденного трамваем расстояния на основании измерения угла поворота колес) и карта всей рельсовой сети города (включающая все возможные маршруты движения транспорта, депо, развязки и т.д.).
«Разработанная нами технология позволяет, по оценкам экспертов, повысить безопасность движения на 20-25%. Аналогов ей в мире мы пока не обнаружили», — говорит генеральный директор Cognitive Pilot Ольга Ускова.
По словам Максима Ледкова, подобные попытки преодолеть недостатки спутниковых систем навигации предпринимались и в мире, и в России, но об удачных альтернативах GPS ничего не известно. «В некоторых подходах к решению проблем GPS разработчики пытаются использовать лидары — лазерные излучатели. Но их высокая стоимость и отсутствие гарантии качественной работы в плохих погодных условиях оставляют много вопросов по поводу возможности промышленного использования таких технологий. Предложенное Cognitive Pilot решение, в этом смысле, представляется более удачным», — считает эксперт. Рынок таких решений еще не сформирован, но аналитики считают, что его объем уже в ближайшие 5-7 лет может составить около 1-1,5 млрд долларов.
Напомним, что в 2022 году компания Cognitive Pilot совместно с петербургским «Горэлектротрансом» начала внедрять в городе на регулярные маршруты умные трамваи — оборудованные системой Cognitive Tram Pilot. Это система соответствует критериям беспилотных систем уровня 3+ (по международной классификации). Она создана на основе искусственного интеллекта и позиционируется в качестве «системы активной безопасности и помощи водителю».
Как сообщил РБК Петербург председатель городского комитета по транспорту Валентин Енокаев, с июля 2022 года ведущий российский производитель транспортных средств для городского общественного транспорта — компания «ПК Транспортные системы» (ООО «ПК ТС» — входит в «Холдинг Транспортные Компоненты») — начал комплектовать трамваи, поставляемые для нужд Санкт-Петербурга, системой активной безопасности и помощи водителю Cognitive Tram Pilot. По словам чиновника, в 2023 году поступило 105 таких трамваев, до конца 2024 года появится еще 309, а до конца 2028 года планируется приобрести 596 «умных» трамваев. К концу 2024 года планируется оснастить системой Cognitive Navigation все умные трамваи в Петербурге.