Впервые пассажиры российских поездов принесли прибыль РЖД
ОАО "РЖД" опубликовало годовую отчетность за 2011г. Доходы компании по РСБУ от пассажирских перевозок в дальнем следовании составили 7,4 млрд руб., а чистая прибыль - 500 млн руб. Примечательно, что еще годом ранее убытки компании в этом сегменте составили 29,3 млрд руб.
Такой рост показателей объясняется тем, что в 2011г. было завершено создание дочерней Федеральной пассажирской компании (ФПК), которой передана большая часть пассажирских перевозок. Этот бизнес продолжает оставаться нерентабельным, но теперь убытки отражаются в балансе ФПК, а не РЖД. Сама же монополия оставила в своем ведении самый прибыльный сегмент - высокоскоростные перевозки на поездах "Сапсан" и "Аллегро". Их показатели также дополнены доходами от перевозок пассажиров на Дальневосточной железной дороге.
Высокоскоростные перевозки - один из приоритетных проектов РЖД. Всего за два года (2010-2011гг.) "Сапсаны", курсирующие между Москвой и Санкт-Петербургом и Москвой и Нижним Новгородом, перевезли 5 млн человек, в том числе чуть более 3 млн пассажиров в прошлом году. Поезда "Аллегро", запущенные в конце 2010г. между Санкт-Петербургом и Хельсинки, перевезли в прошлом году 300 тыс. пассажиров.
Информацию о том, какой доход приносит РЖД эксплуатация этих поездов, до сих пор госмонополия не раскрывала, лишь в конце 2010г. глава РЖД Владимир Якунин прогнозировал выручку от перевозок пассажиров скоростными поездами "Сапсан" на уровне 5 млрд руб. за первый год. Дальнейший рост доходов в этом сегменте пока проблематичен: РЖД признаются, что заполняемость поездов близка к 100%, а возможностей для курсирования дополнительных поездов почти нет из-за загруженности магистрали.
Отметим, что в декабре 2011г. компания заключила контракт c Siemens на поставку еще восьми поездов Velaro RUS ("Сапсан"), каждый из которых включает десять вагонов. Предполагается, что новые поезда будут поставлены к маю 2015г. При этом вместо увеличения частоты движения ставка будет сделана на удлинение поездов: количество вагонов будет увеличено вдвое, до 20, в результате чего один поезд будет способен перевозить чуть более 1 тыс. пассажиров.