Производителю фермерских продуктов «Лосево» грозит банкротство
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области 9 сентября 2021 года рассмотрит иск о банкротстве производителя премиальной молочной продукции, мяса и овощей «СХП Лосево». По информации издания «Ведомости», иск подан ООО «Центрплем», дочерней компанией и официальным дистрибьютером международной World Wide Sires (WWS), поставляющей на рынок генетический материал быков-производителей молочных и мясных пород.
В самом «Лосево» иск «Центрплема» о банкротстве считают необоснованным и заявляют, что погасят все долги перед поставщиками после реорганизации.
«Теперь многие экономят»
Последнее обновление информации на сайте «СХП Лосево» относится к 2019 году. Тогда предприятие запустило экспорт крупного рогатого скота живым весом, открыло первый гастромаркет на Петровском острове и запустило линейку рыбной консервации под брендом «РыбаМоре». В августе 2021 года соцсети «Лосево» обновляются, в основном, возмущенными отзывами поставщиков и потребителей. Первые пробуют публично истребовать с компании долги, вторые пытаются выяснить причину закрытия магазинов в Ленобласти. Известно, что «Лосево» закрыло 5 фирменных торговых точек, в регионе осталось 4 магазина, две автолавки, продукцию продолжают реализовывать 240 точек партнеров.
В целом, за последний год, по данным «Ведомостей, «СХП Лосево» получило 22 арбитражных иска на общую сумму 167 млн рублей. В базе Арбитражного суда есть решения в пользу поставщиков телематических услуг, компании по ремонту и техобслуживанию автотранспорта, аренде оборудования и др. В самом «Лосево» сообщили, что проблемы в компании возникли из-за пандемии и снижения доходов населения. По заверению руководителя пресс-службы компании Янины Булгаковой, «теперь многие экономят, выбирая более дешевые продукты».
Отдельной проблемой стало введенная в июне обязательная маркировка молочной продукции в РФ, отмечают в «Лосево», добавляя, что для того, чтобы внедрить эту систему, предприятию пришлось остановить производство. «Дополнительное администрирование процесса нанесения и считывания маркировки, необходимость закупки и адаптации оборудования и программного обеспечения, его стоимость, оплата каждого кода маркировки — все это несет серьезные материальные и временные затраты, что не может отразиться на себестоимости конечного продукта и его маржинальности, — поясняла в июне Янина Булгакова отраслевому изданию Milknews. — До завершения процесса установки системы нам пришлось на время приостановить выпуск сыров, они составляют серьезный сегмент нашего ассортимента, поэтому вынужденная пауза весьма ощутима».
Сейчас в «Лосево» заявляют о реорганизации всех производственных процессов и внедрении новой стратегии развития компании. «Нами был принят ряд непростых решений. В частности, закупка молока у сторонних поставщиков, временное сокращение части ассортимента производимой продукции, переход на новых поставщиков упаковки и краткосрочная приостановка деятельности молочного завода — по последней причине не было поставок и контрагентам», — прокомментировали ситуацию в компании.
Дожить до новой стратегии
Многие эксперты оценивают положение «Лосево» скептически. Так, генеральный директор аналитической компании Streda Consulting Алексей Груздев сказал «Ведомостям», что реструктуризация бизнеса потребует от «Лосево» много сил и времени, потребитель ждать не будет, и место «Лосево» займут другие игроки. «Компания позиционирует свой продукт как премиальный, а это узкий рынок даже для Петербурга, при этом на нем нарастает конкуренция, в Петербург пришла компания «Молочная культура», дотягивается с дистрибуцией подмосковный АИСФеР», — пояснил эксперт.
Что касается проблем с маркировкой, то в Центре развития перспективных технологий напомнили РБК Петербург, что обязательная маркировка молочной продукции началась 1 июня для категорий сыров и мороженого, а с 1 сентября — для продукции со сроком хранения свыше 40 суток. «Очевидно, что проблемы в СХП «Лосево» начались до этого, и количество исков к предприятию только за последний год тому подтверждение», — отметили в центре, добавив, что «Лосево» не участвовало в эксперименте и не зарегистрировано в «Честном знаке» (название национальной системы маркировки товаров — ред.). «То есть, остановка производства произошла не из-за внедрения маркировки, а из-за накопившихся проблем...», — заявили в центре.
Себестоимость растёт
При этом эксперты рынка подтверждают, что в настоящее время молочная отрасль действительно находится в критическом состоянии. Так, директор департамента по связям с общественностью национального союза производителей молока «Союзмолоко» Мария Жебит сообщила, что доходность в отрасли резко снизилась в последние месяцы. По ее мнению, такая динамика заставит многих слабых игроков покинуть рынок в ближайшее время. За последний год себестоимость производства сырья в связи с подорожанием кормов, инфляцией, девальвацией выросла на 18%, а в переработке себестоимость выросла на 8-10%, при этом цены в рознице поднялись лишь на 3-4%.
На критическую ситуацию в отрасли жалуются многие крупные игроки рынка. На «Пискаревском» молокозаводе впервые за много лет сократили переработку натурального молока на 1,5 тыс. т в месяц. Как пояснил РБК Петербург заместитель генерального директора предприятия Георгий Житмарев, из-за снижения платежеспособности населения на полках выигрывает более дешевая продукция сомнительного качества: «Продукцию нашего предприятия из натурального молока высшего качества от коров из Ленобласти с полок вытеснил фальсификат. Мы уже сократили производство молока и прогнозируем дальнейшее сокращение. Причин много, но на фальсификации попадаются одни и те же предприятия, и при этом их продукция остается на полках. Все они не из Петербурга или Ленобласти. Цена на такую продукцию может быть дешевле на 10 и даже на 20 рублей. Я говорю только о молоке! Ситуация с молочной продукцией — вроде сметаны или творога — еще хуже. К сожалению, местному производителю работать все труднее. И любой молочный проект на полке столкнется с фальсификатом, при этом на упаковке будет написано, что это ГОСТ».
Справка
«СХП Лосево» работает с 2006 года на базе обанкротившегося предприятия «Сосновая горка». Первые магазины под собственным брендом открыты в Ленобласти в 2008 году. В 2013 производственные мощности «Лосево» увеличены в три раза, состоялся запуск экспериментального цеха по производству мягких и полутвердых сыров с короткими сроками годности. Для разработки рецептур и создания ассортимента продукции в «Лосево» пригласили итальянского технолога. С 2015 компания капитально реконструировала молочную ферму «Лосево» и приобрела в Северной Америке около 1000 голов коров абердин-ангусской и голштинской породы. С 2017 предприятие приобрело технологию производства безлактозного молока и до 2020 года расширяло ассортимент товаров. Сегодня, по данным комании, «СХП Лосево» владеет 7500 га земли, 2 фермами и теплично-парниковым комплексом, молочным заводом по производству сыров, кисломолочной и молочной продукции, цехом по производству кулинарии, полуфабрикатов и кондитерских изделий, собственностью сетью фирменных магазинов.
По данным РБК Компании, возглавляет «Лосево» Эльдар Беглов, в отношении которого СК по Ленобласти в июле 2020 года завел уголовное дело по статье о сокрытии имущества организации, за счет которого должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, сборам, страховым взносам. Следствие по делу продолжается. При этом в 2020 году чистая прибыль «СХП Лосево» составила 3,1 млн рублей, общая выручка — 311,4 млн рублей.