Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область⁠,
0

Харассмент как травма миллионов: что делать топ-менеджеру?

Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Каждый десятый россиянин/-нка сталкивались с домогательствами. Такой результат получил Всероссийский центр изучения общественного мнения, опросив россиян о различных формах харассмента на работе. Опрос показал, что в российских корпорациях харассмент проявляется в форме «неприличных комментариев» по поводу внешнего вида, «нескрываемого разглядывания фигуры», вопросов об интимной жизни, предложений сексуальных отношений, прямых сексуальных домогательств.

Каждый десятый работающий — это ни мало, ни много, около 8 миллионов человек. Проблему харассмента (на конкретных примерах) в последние месяцы люди активно обсуждают в социальных сетях. Обсуждения эти разнятся по форме и духу (в диапазоне от классической правозащиты до, фактически, публичных трибуналов), разумеется, вызывают противоречивую реакцию в такой многоукладной стране, как Россия. Но очевидно одно — отмахнуться от этой проблемы, свести её к шутке не получится. Эксперты РБК Петербург считают: в какой-то степени проблема может быть решена введением корпоративных норм в компаниях. Бизнесу, чтобы избежать репутационного риска из-за скандалов о домогательствах, нужно вводить эти нормы как можно быстрее.


Харассмент как травма миллионов: что делать топ-менеджеру?
Элла Панеях, кандидат социологических наук:

«Даже искреннее желание руководителя завести роман со своей подчинённой не является благим. Если к вам на работе пристаёт тот, у кого больше власти и не отстаёт после первой просьбы, значит это харассмент.

В российских корпорациях такая проблема есть. Бизнес редко бывает готов решать её добровольно, но сейчас топ-менеджеры начинают понимать масштаб репутационного ущерба, который наносят публичные скандалы вокруг харассмента. Это касается в первую очередь тех компаний, где работают прогрессивные молодые люди и девушки — они первыми осознают, что имеют право защищать свои границы.

Сейчас топ-менеджеры начинают понимать масштаб репутационного ущерба, который наносят публичные скандалы вокруг харассмента.

В целом в России пока нет культуры борьбы с оскорбительным поведением начальства по отношению к своим подчинённым. Старая управленческая культура вся пропитана харассментом и абьюзом — то есть, говоря простым языком, систематическим унижением нижестоящих и злоупотреблением властью, и дело совсем не ограничивается сюжетами с сексуальным оттенком. Статусные мужчины перекидывают на своих подчинённых тяжёлую работу, присваивают их заслуги, не соблюдают правила вежливости и тактичности, не уважают их границы. Продвигают не тех, кто заслужил, а тех, кто приятен им своим униженным поведением. На мой взгляд, сегодня харассмент есть в большинстве российских компаний. Те, кто начнёт раньше вырабатывать регламенты по этому поводу, выиграют и от отсутствия скандалов, и оттого, что к ним пойдут хорошие кадры. Образованный менеджер должен уже сейчас об этом беспокоиться, перестать считать харассмент мелочью, плохим характером конкретных сотрудников, или чьим-то неумением постоять за себя. Если вы понимаете, что у вас работают высококультурные сотрудники, и у компании нет этического кодекса, пора его вводить — вот-вот в вашей компании что-то должно произойти.

В Европе и Америке на эту проблему уже давно обратили внимание. Там у корпораций есть механизмы предотвращения домогательств среди сотрудников. Например, компании создают специальные органы, которые следят, чтобы руководители не злоупотребляли своим положением. В западных компаниях есть протокол, который позволяет сотрудникам пожаловаться на харассмент — и в случае чего внутри компании будет разбирательство. В основе всего этого стоит тот факт, что сотрудник может обратиться в суд и тогда уже суд будет разбирать такое дело. Компании боятся судебных исков и поэтому разрабатывают внутреннею политику, которая предотвращает обращение в суд и позволяет решить конфликт внутри коллектива.

Наши российские компании этого не боятся, потому что российские суды не будут разбираться с такими конфликтами. Российский судья очень удивится, когда кто-то придёт требовать моральную компенсацию за то, что его оскорбляют или домогаются на работе, или преследуют какими-то грязными шутками. Российские суды не считают, что это в их компетенции, потому что типовой российский судья — это женщина, которая сама всему этому подвергается на работе. Ее единственный опыт в работе до получения статуса судьи — жизнь клерка в аппарате суда. Её там тоже и за какие-то части тела потрогают, и предложат оказать сексуальные услуги в обмен на какие-то «ништяки» по службе, и начальство полезет в её личную жизнь. Для неё тут ничего необычного нет, это жизнь.

Переписать российским компаниям этические кодексы с европейских или американских будет сложно, потому что у нас другая юридическая система. Соответственно компании сейчас начинают делать это с нуля, поэтому процесс регламентирования отношений между сотрудниками в российских корпорациях затягивается. Это трудный долгий процесс, согласование представлений о правильном между людьми разных поколений и разных взглядов, выработка прозрачных процедур. Но те, кто сейчас уже этим занимается, — могут потом оказаться образцом для других, и заработать добрую славу.

Переписать российским компаниям этические кодексы с европейских или американских будет сложно, потому что у нас другая юридическая система.

Что касается злоупотребления харассментом, то это очень редкие и особые случаи. Выступление с обвинением в харассменте — дорогостоящее предприятие для женщины. После этого она получает очень много неприятного: травлю в интернете, миллион неприятных вопросов, миллион некрасивых историй про себя, всплывают те истории, которые она не собиралась раскрывать, может получить судебный иск от человека, у которого много больше ресурсов, чем у нее. Это очень редкие случаи. К тому же, в сетевых скандалах, в отличие от судов, свидетельство одного пострадавшего — почти что и не свидетельство. Никто не поверит, да и не заметит, если вслед за первым выступлением не прибежит толпа других пострадавших, или бывших рядом, готовых подтвердить, что мол, да, вот этот абьюзер всегда так себя ведет, и со многими. Чтобы всерьез попасть под такой скандал, «обвиняемому» нужно оскорбить и травмировать очень многих, и травмировать примерно одними и теми же действиями — тогда лишь некоторые из них решатся заговорить вслед за той, кто первая открыла рот».


Харассмент как травма миллионов: что делать топ-менеджеру?
Евгений Креславский, консультант по организационному развитию и развитию персонала, директор института «Новые возможности»:

«Дискуссии о харассменте в обществе способствуют тому, что сегодня принято обозначать термином «новая этика». Это очень сложная и для многих чувствительная тема. Мы ещё ищем ракурс, приспосабливаемся, как найти это новое поведение, как его выразить. Как сделать так, чтобы твоё поведение не унижало другого человека, а, с другой стороны, ты мог проявлять себя как человек.

Если взять определение харассмента, данное Австралийской комиссией по правам человека, то получается, что сегодня харассмент проявляется абсолютно везде, в том числе в корпоративной среде.

Могут ли между сотрудниками быть шутки с сексуальным подтекстом? Вне всякого сомнения, ведь это является в некоторым смысле культурной нормой. А расспросы о личной жизни? Да. Ведь они могут быть заботой, проявлением внимания либо проявлением того, что мужчина и женщина пытаются узнать, есть ли возможность для взаимных ухаживаний. Бывают между сотрудниками и непрошенные комплименты. Бывают даже объятия и поцелуи. В докоронавирусное время при встрече с клиентом-женщиной, которая тебе хорошо знакома, обняться было нормой. Есть значительные межкультурные различия. Вспоминаю, как в 1989 году на первой встрече-знакомстве с американским консультантом-женщиной, она меня обняла. Испытал тогда изумление и настороженность. В тот момент для меня советского молодого человека это было более чем непривычно. Позднее понял, что это сродни рукопожатию.

Конечно, харассмент сегодня в разных проявлениях встречается в российской корпоративной среде. И, без сомнения, недопустимы прямые сексуальные домогательства и насильственные действия. Но мы же с вами зачастую видим другие примеры — когда сложные сексуальные отношения между мужчиной и женщиной через какое-то время трактуются как насильственные, хотя никакого насилия там могло и не быть. То есть встречаются и злоупотребления харассментом. Такие обвинения мгновенно работают на понижение статуса и репутации того человека, которого обвинили. А люди, как мы знаем, очень разные — и некоторые могут использовать это как инструмент влияния, реализовывать так свою месть. Поэтому важно, чтобы обвинения в компании принимались не на основе показаний одного человека, а путём расследования, вплоть до судебного, и вынесением объективного решения.

Важно, чтобы обвинения в компании принимались не на основе показаний одного человека, а путём расследования, вплоть до судебного, и вынесением объективного решения.

Пока бизнес не признаёт харассмент проблемой. Топ-менеджеры не формулируют никаких правил на этот счет. Но сейчас, вероятно, начнут все это делать, потому что общество обозначило это как чувствительную проблему. Экзальтированная публичность, связанная с данной областью отношений, несет большие репутационные риски.

Что можно в такой ситуации посоветовать топ-менеджеру? Если речь идёт о нём как о человеке, единственное что он может сделать — вести себя уважительно по отношению к сотрудникам и сотрудницам и не позволять себе ничего, что может быть трактовано как домогательство. Если речь идёт о том, как можно защитить компанию — то только через дискуссии внутри коллектива о сотрудничестве и уважении. Это длинная дорога».

Записала Виктория Саитова


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 15:31
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 15:31
Москва полицентричная: как развитие новых районов изменило жизнь горожан РБК и ГАЛС, 15:40
В Кремле назвали последствия отказа Киева выполнить требования Москвы Политика, 15:38
Telegraph узнала о просьбе Мадуро сохранить $200 млн в обмен на отставку Политика, 15:32
Вид на реку: что такое жилье класса клубный премиум РБК и City Bay, 15:27
Netflix объявила о покупке студии Warner Bros. Бизнес, 15:25
Что добывают и производят в городах и провинциях Китая. Карта РБК и ВТБ, 15:15
Чем известна певица Лариса Долина и что случилось с ее квартирой 15:12
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Интернет-банк ПСБ для бизнеса признан лучшим на рынке по версии Markswebb Пресс-релиз, 15:11
Белый «Облачный танцор» стал цветом года. Что это значит и как носить Life, 15:09
Суд частично удовлетворил иск об изъятии имущества Тимура Иванова Политика, 15:07
Запасы биткоинов SpaceX за два месяца сократились на $500 млн Крипто, 15:05
Экономика впечатлений: цены комфортнее, отдых интереснее РБК и Ozon Travel, 15:05
Губернатор Красноярского края проверил работу предприятий АПК Пресс-релиз, 14:59
Основатель «Белой дачи» связал запоздалое завещание с крахом бизнеса
РАДИО
Бизнес, 14:57