Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Близкая к Алекперову компания прорубит в Ленобласти новое окно в Европу

Более 24 млрд руб. готова вложить в строительство угольного терминала в порту Высоцк компания, связанная с главой «Лукойла» Вагитом Алекперовым. Таким будет одно из самых крупных инвестиционных соглашений на грядущем ПМЭФ.
Фото: Сергей Вершинин/Интерпресс
Фото: Сергей Вершинин/Интерпресс

На Петербургском международном экономическом форуме — 2019 (ПМЭФ) губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и представитель зарегистрированного в регионе в прошлом году ООО «Сухогрузный перевалочный комплекс Высоцк» подпишут инвестиционное соглашение стоимостью в 24,3 млрд руб. 100% долей этой компании принадлежат неизвестному широкой аудитории московскому бизнесмену Евгению Коневу, однако, около полугода назад о курировании проекта публично заявил глава «Лукойла» Вагит Алекперов.

Плюс 40% к угольному экспорту Балтики

«СПК Высоцк» планирует строительство морского перевалочного комплекса в одноименном порту на территории МО «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области. Из попавших в редакцию РБК Петербург документов, связанных с будущим инвестиционным соглашением, следует, что комплекс предполагается построить в два этапа — мощностью до 7 млн тонн в год к 2021 году и до 15 млн к 2023 году. Комплекс включит в себя железнодорожный грузовой терминал, морские причалы и склады. Предполагается, что вся инфраструктура будет ориентирована на перевалку каменного угля. При реализации проекта планируется создание не менее 500 рабочих мест.

Сотрудница пресс-службы губернатора и правительства Ленобласти Людмила Кузнецова и заместитель генерального директора по работе с органами государственного управления ООО «Балтийская нефтесервисная компания» Владимир Калуженов (экс-глава компании «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт») подтвердили планы по строительству угольного терминала в порту Высоцк, но до подписания официального документа на ПМЭФ от более подробных комментариев воздержались.

Сотрудничество ООО «СПК Высоцк» и правительства Ленобласти предполагает экспорт 15 млн тонн угля из российского порта Высоцк с 2023 года. Сегодня все российские порты Балтийского моря вместе взятые экспортируют примерно 40 млн тонн угля, что составляет четверть его отечественного морского экспорта. Применительно к этим цифрам исполнение инвестсоглашения означает увеличение перевалки угля в российских портах Балтики почти на 40%. Погрузка на судно 1 тонны угля стоит сегодня около 1000 руб., так что в Ленинградской области появится налогоплательщик с выручкой в 15 млрд руб. в сегодняшних ценах.

На данный момент в порту Высоцк подконтрольное «Лукойлу» АО «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» переваливает нефтепродукты (11 млн тонн в 2018 году). Кроме того, в Высоцке работает угольный терминал ООО «Порт Высоцкий», принадлежащий кипрской Sibenco Holding Ltd, которую связывают с казахским миллиардером Тимуром Кулибаевым. Эта компания перевалила в прошлом году около 8 млн тонн угля. Так что исполнение нынешних планов увеличит экспорт угля в порту почти в три раза.

Не Запад, так Восток

Предполагается, что уголь из нового терминала в порту Высоцк отправится в европейские порты. Сегодняшнее потребление угля Старым светом оценивается в 160 млн тонн в год, около 70 млн тонн из которых составляет российский уголь. Для России это примерно треть угольного экспорта. «СПК Высоцк» претендует на 10% всего европейского импорта и более чем на 20% его российской составляющей.

Выглядит заманчиво, но есть одно обстоятельство: европейские правительства стремятся отказаться от использования угля в энергетике как от самого «грязного», вредного для экологии, вида топлива. В частности, Германия датирует конец угольной эпохи 2039 годом. Большинство экспертов относится к этим планам с сомнением. «Я как энергетик не представляю себе, чем Европа заменит уголь не только при производстве тепла и электричества, но и в металлургической промышленности. Вы скажете — атомная энергия. Правильно, но как тогда европейский производители будут конкурировать с китайскими? В Китае почти вся энергия производится в результате самых дешевых технологий сжигания угля, и что-то я не слышал, чтобы китайское правительство собиралось от него отказываться», — сказал РБК участник рынка, просивший из соображений корректности по отношению к новому проекту не называть себя.

В любом случае, перспективу мирового спроса на уголь сегодня определяют страны Юго-Восточной Азии — Китай и Индия, в первую очередь. Даже возможное тотальное сокращение потребления угля европейскими странами к 2040 году на российский экспорт повлиять не должно — он просто изменит свою географию. Так, во всяком случае, полагает большинство аналитиков в этой сфере.

Плюс независимость, минус экология

Главный редактор ИАА «ПортНьюс» Надежда Малышева видит в проекте «СПК Высоцк», прежде всего, федеральную, а не региональную составляющую. По ее мнению, проект важен для страны в целом, потому как он — один из тех, что позволит исполнить политический вектор страны на перенос отечественных экспортных грузопотоков из иностранных портов в российские.

Новые угольные терминалы в российских портах Балтики необходимы из-за очевидного профицита угля в стране и столь же очевидного недостатка портовых мощностей для его перевалки. Надежда Малышева говорит, что новые угольные терминалы на Северо-Западе — это независимость российских экспортеров от портов сопредельных государств, плюс отличная возможность развить экономику регионов, в которых есть порты — как Высоцк, например.

Директор аналитического центра «Дорн» Андрей Карпов предлагает взглянуть на новый проект не только с точки зрения экономики. Учитывая заявленные масштабы грузопотоков, эксперта волнует вопрос: каким образом такие объемы угля будут завозиться в порт Высоцк?

Андрей Карпов не сомневается, что по железной дороге. Но дополнительные 15-20 млн тонн угля, на которые претендует будущий терминал, повезут через Ржевку-Пороховые, вдоль проспекта Руставели, через Ручьи, ну и дальше через Орехово-Сосново-Лосево-Каменногорск. Другой железной дороги для этого нет и пока не предвидится. По его мнению, все составы будут громыхать и пылить в непосредственной близости от жилых кварталов в этих районах так же, как сегодня, плюс еще 15-20 млн тонн, плюс дополнительные грузопотоки от других заявленных проектов. «Я за все новые проекты, но нельзя забывать интересы людей, которые невольно оказываются косвенно в них втянутыми», — отмечает собеседник РБК Петербург.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 25 мая
EUR ЦБ: 97,1 (-0,78)
Инвестиции, 24 мая, 17:19
Курс доллара на 25 мая
USD ЦБ: 89,7 (-0,55)
Инвестиции, 24 мая, 17:19
Эксперты нашли «взрывной изъян» в плане поставок оружия на Украину Политика, 02:34
ЦАХАЛ отчиталась об убийстве в Рафахе высокопоставленного члена ХАМАС Политика, 02:11
Президент Эстонии заявил о необходимости «поставить Россию на колени» Политика, 01:34
МВД России объявило в розыск двух генералов ВСУ Общество, 01:31
Блинкен предупредил Грузию о решающих месяцах для ее «евробудущего» Политика, 01:10
Франция и Германия обсудят поддержку Украины на совете по обороне Политика, 01:06
Над Орловской областью сбили беспилотник Политика, 00:40
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В Южной Осетии назвали неуместными разговоры о вхождении в состав Грузии Политика, 00:25
Орбан назвал «худший сценарий» для Европы из-за конфликта на Украине Политика, 00:24
Убыток «Газпрома» возродил идею реформы внутреннего рынка газа Бизнес, 00:00
«Будущее хоккея» и экс-одноклубник Овечкина. Кто из звезд сыграл на ЧМ Спорт, 00:00
Гладков назвал число остающихся в больницах пострадавших при обстрелах Политика, 26 мая, 23:56
Сборная Чехии впервые с 2010 года стала чемпионом мира по хоккею Спорт, 26 мая, 23:53
Посла Франции в Шри-Ланке нашли мертвым в его резиденции Политика, 26 мая, 23:41