Петербургские депутаты предложили альтернативу всеобщим «каникулам»
Продление нерабочих дней из-за распространения коронавирусной инфекции, о котором президент России Владимир Путин заявил в своём телеобращении, вызвало дискуссии среди экспертов в различных отраслях — как защищаясь от вируса, не нанести серьёзный удар по экономике. Депутаты петербургского парламента тоже озвучили свои предложения, как эффективно спасти Петербург от пандемии и смягчить ее экономические последствия.
«Да, с эпидемией надо бороться. Но фактически чрезвычайные меры, ограничивающие экономическую деятельность и свободу передвижения граждан, и ведущие к сокращению доходов огромного числа людей и падению их уровня жизни, обязательно должны сопровождаться мерами помощи тем, кто пострадал. И людям, и бизнесу. А не только угрозами все более жестких наказаний за нарушение так и не объявленного официально карантина.
Между тем, с помощью возникают большие проблемы. Президенту Путину легко быть щедрым за чужой счет, объявляя «каникулы». В госсекторе можно на это время за счет бюджета сохранить доходы служащих. Но на какие средства во время этих «каникул» будут жить все те, кто работает в частных организациях, прекративших деятельность? В торговле, общепите, сфере услуг и других сегментах, в которых работодатель, сам потерявший все доходы, просто не имеет средств на выплату отпускных или сохранение зарплаты? Логично было бы, если бы государство, объявляя внеплановые «каникулы», компенсировало на это время зарплату тем, кто на эти «каникулы» отправлен в принудительном порядке.
«Логично было бы, если бы государство, объявляя внеплановые «каникулы», компенсировало на это время зарплату тем, кто на эти «каникулы» отправлен в принудительном порядке».
Но оно не собирается этого делать. Более того, недавно на мой вопрос — намерены ли городские власти вводить прямые выплаты горожанам (по примеру многих стран Европы), чтобы они могли пережить тяжелые времена, вице-губернатор Евгений Елин ответил, что такой возможности нет. При этом нет и возможности освободить граждан на это время от платы за услуги ЖКХ и за капремонт. Единственное, что введено в Петербурге, — это выплата в 2 тысячи рублей для тех, кто старше 65 лет, и кто будет соблюдать режим самоизоляции. Что делать остальным? На этот вопрос нет ответа. Выживайте, как можете. Кто не выжил — правительство не виновато.
Далее. Согласно постановлению городского правительства № 161, на время «каникул» закрываются многофункциональные центры предоставления государственных услуг. Это означает, в том числе, что у людей срываются уже начатые, но не завершенные сделки. А кто-то, успевший зарегистрировать продажу, но не успевший зарегистрировать покупку, может остаться без жилья. Я предложил городскому правительству: оставьте на время «каникул» хоть несколько работающих МФЦ в городе — чтобы те, кто не может ждать окончания этих «каникул», имели возможность туда обратиться. Или — упростите процедуру, сделайте так, чтобы люди могли, не оплачивая недешевые услуги нотариуса, все сделать в удаленном режиме, пересылая сканы документов — даже в том случае, если у них нет электронной цифровой подписи. Посмотрим, что мне ответят.
В завершение приведу данные Григория Явлинского: США направляют на поддержку людей и экономики 9% от ВВП, Великобритания — около 14%, Германия — свыше 20%. А Россия выделила на медицину, помощь частному бизнесу и населению пока только 0,3% от своего ВВП. Я не против введения жёсткого карантина (если эпидемиологи считают это необходимой мерой), но при этом необходимо делать гражданам выплаты — средства для этого есть в резервном фонде РФ».
«Объявленные «выходные» на месяц — это не выходные, а удалённая работа в условиях карантина. Причём сейчас правительству нужно чётко определить, какие отрасли и предприятия должны продолжить работу в очном режиме с минимальным объёмом социальных контактов. Остальных нужно посадить на жёсткий карантин с разъяснением, что все, у кого возможность есть, продолжают работу из дома, а не едут за город на шашлыки. В противном случае нашу страну и город ждёт экономический коллапс.
На мой взгляд, должны продолжить работу в очном режиме все сферы промышленности, сельское хозяйство, медицина, здравоохранение, социальное обслуживание (социальный участковый и социальный патронаж), предприятия, отвечающие за газо/водо/электроснабжение. Соответственно для них должен продолжить работать общественный транспорт.
Понятно, что эти сотрудники будут находиться в группе риска по заражению коронавирусом — наглядный пример мы наблюдали с Денисом Проценко (главврач инфекционной больницы в Коммунарке, заразился коронавирусом — ред.). Поэтому семьи, в частности дети этих сотрудников, должны быть от них изолированы на период пандемии. Я считаю, что по возможности медицинских работников и всех, кто должен работать в системе жизнеобеспечения, должны перевести на казарменное положение в пансионатах или детских лагерях. Более того, городская власть может с госзаказом обратиться в гостиницы — сейчас они как раз прекратили деятельность по размещению и остались без работы. Если они работают в госучреждениях, то это будет происходить за государственный счёт, если в коммерции, то работающие компании могут выделить деньги на своих сотрудников. То же самое и с общепитом. Они могут по списку предложить свои услуги питания для обеспечения тех сотрудников, которые продолжают работать. Если это ресторан высокой кухни, то пусть он перестраивается на производство стандартных наборов для питания.
Далее, что касается остальных людей. В Петербурге численность населения — 5,3 млн человек. Из них в трудоспособном возрасте — 3 млн, остальные 2,3 млн — это дети и взрослые старше 65 лет. Вот они должны сидеть в жёсткой изоляции, то есть изредка выходить в ближайший магазин, вынести мусор или погулять с собакой на расстоянии 100 метров от дома. О пользовании общественным транспортом не может быть и речи!
«В Петербурге численность населения — 5,3 млн человек. Из них в трудоспособном возрасте — 3 млн, остальные 2,3 млн — это дети и взрослые старше 65 лет. Они должны сидеть в жёсткой изоляции».
Кто входит в оставшиеся 3 млн? Более 300 тыс. — это студенты. За исключением экспериментальных наук (медицина, биология и т.д.) они все переведены на дистанционное обучение. Всем работникам и высшего, и среднего образования нужно внятно объяснить, что в этом учебном году у них уже не будет очной работы. Перенос экзаменов, дипломов и поступления никак не навредит нашей экономике.
В IT-сегменте заняты порядка 130 тыс. человек — за исключением охранников офисов они все в состоянии работать удалённо. Среди оставшихся значимая часть — офисные сотрудники, белые воротнички, которые также должны работать дистанционно или, если такой возможности нет, находиться в самоизоляции.
Все эти меры направлены на минимизацию социальных контактов и нераспространение коронавируса. Если здраво подойти к этому вопросу и действительно продолжить работу удалённо, а не уходить на месяц на «выходные», то это уменьшит удар по экономике.
Ну и последнее — надо прекратить сообщение между регионами, как это сделали в Ленобласти. Это один из способов оцепления очага инфекции. А Москва — это такой очаг инфекции, как Италия месяц назад…»
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.