Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Опасный шеринг: как прокатные авто меняют статистику ДТП

Фото: Антон Ваганов/Интерпресс
Фото: Антон Ваганов/Интерпресс

Несмотря на популярность представления о каршеринге как об одном из главных источников аварийности на дорогах Петербурга, реальные цифры 2019 года не подтверждают это мнение, выяснил РБК Петербург. ГИБДД не раскрывает официальную статистику по «каршеринговым» авариям в городе, однако, судя по данным сообщества «ДТП и ЧП. Санкт-Петербург» в соцсети «ВКонтакте», всего с начала этого года в Петербурге произошло около 160 аварий с участием автомобилей каршеринга.

Опрошенные РБК Петербург эксперты уточняют, что новый сегмент действительно становится «одним из наиболее опасных», но чаще для автострахователей, чем для участников дорожного движения.

Вероятное ДТП

В официальной статистике ГИБДД за 8 месяцев 2019 года в Петербурге фигурируют только 11 ДТП с пострадавшими при участии каршеринга. По словам экспертов, ведомство недавно начало выделять аварии с каршерингом, поэтому точных данных в динамике пока нет. В любом случае, даже если учитывать статистику, составленную по данным паблика «ДТП и ЧП. Санкт-Петербург», доля «каршеринговых» аварий в общем объеме ДТП в Петербурге невелика. Для сравнения, за 10 месяцев 2019 года общее количество аварий в Петербурге составило 5322, следует из данных Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России. Согласно исследованию аналитического агентства «Автостат», на 1 июля 2019 года парк легковых автомобилей в Петербурге насчитывал 1,77 млн авто.

Опасный шеринг: как прокатные авто меняют статистику ДТП

Мнение о том, что каршеринговые автомобили чаще других попадают в ДТП, издатель проекта «Трушеринг.ру» Юрий Николаев считает верным лишь отчасти. «В анализе ситуации с аварийностью каршеринга есть несколько важных моментов. Во-первых, машины каршеринга легко идентифицировать, поэтому создается ощущение, что аварий с ними много, и это ощущение подогревается СМИ. Во-вторых, личный автомобиль используется 1-2 часа в день, тогда как автомобиль каршеринга в среднем ездит по 30 минут 5-8 раз в день. Чем дольше автомобиль на дороге, тем выше вероятность, что он попадет в аварию», — говорит собеседник РБК Петербург. Рост числа таких ДТП он объясняет ростом аудитории сервисов и количества машин в автопарке — так, в Петербурге за год оно увеличилось примерно в два раза.

В Петербурге, по разным оценкам, автопарк каршеринговых сервисов в 2019 году насчитывает от 2,5 тыс. до 3,2 тыс. автомобилей, сами компании свои данные не раскрывают. Крупнейшие игроки — «Яндекс.Драйв», YouDrive, «Делимобиль». Эти же компании лидируют по количеству аварий. Так, за 11 месяцев 2019 года автомобили «Яндекс.Драйв» приняли участие в 61 происшествии, YouDrive — в 38, (в том числе в 15 — его проект Pool: start), «Делимобиль» — в 15.

Опасный шеринг: как прокатные авто меняют статистику ДТП

Сегодня основной пользователь каршеринга — это люди, которые не имеют своего транспортного средства, а также молодежь, которая охотнее старшего поколения пробует новые сервисы, но не имеет большого опыта вождения, напоминает еще одну вероятную причину аварий заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов.

При этом масштаб использования фейковых аккаунтов — когда за руль каршерингового автомобиля садится человек, купивший фальшивый аккаунт на «черном» рынке, преувеличен, считают эксперты. «По результатам рейда ГИБДД в Москве, только 0,67% водителей из более 9 тыс. проверенных автомобилей имели проблемы с документами», — говорит Юрий Николаев. «С другой стороны, если человек садится за руль и хочет скрыть свою личность, то вряд ли он собрался просто доехать до метро, скорее всего он хочет подрифтовать, погонять или пьян. То есть, эти 0,67% несут реальную опасность на дороге», — констатирует он.

Сергей Ефремов обращает внимание на важное последствие аварийности: из-за активного использования каршеринговые автомобили не живут дольше года, это делает направление убыточным для страховщиков, и многие принципиально не занимаются КАСКО именно по этой причине.

Принять дисциплинарные меры

Многие компании из числа крупнейших страховщиков подтвердили, что не работают с каршеринговыми сервисами. «Мы сразу отказались от работы с каршеринговыми компаниями, считаем, что это невыгодный вид автострахования», — говорит заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. «Альфастрахование», «Росгосстрах» также не страхуют каршеринговые авто.

«По нашим данным, это сегмент как раз из-за роста частоты ДТП уже стал убыточным для страховщиков», — говорит директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие» Андрей Ковалев. Его компания также не работает с каршерингом. Со ссылкой на собственную статистику он называет каршеринг одним из наиболее опасных сегментов в автостраховании как с точки зрения частоты попадания клиентов в ДТП, так и с точки зрения тяжести самих убытков (полная гибель ТС происходит в этом сегменте гораздо чаще).

Андрей Ковалев добавляет, что даже в сегменте такси, который считается опасным с точки зрения страховых случаев, статистика гораздо лучше, чем у каршеринга. «Но на рынке ОСАГО и КАСКО юридических лиц каршеринговые компании становятся большим по объему сборов сегментом и приближаются к сегменту такси», — признает он. «Если сравнивать с теми тарифами, которые у страховых компания действуют для юрлиц, таксомоторных компаний, то направление, конечно, убыточное, но все можно регулировать тарифами», — соглашается Сергей Ефремов.

«В сравнении со среднестатистическим транспортным средством автомобиль каршеринга попадают в ДТП в 4-5 раз чаще, и при первом приближении работа с такими сервисами кажется убыточной. Однако, когда страховщики начали работать с таксопарками, многие также говорили об отсутствии перспектив этого направления. Практика показала, что при должной настройке продукта страховщик может создать комфортные условия сотрудничества», — оптимистичен директор филиала «Ингосстраха» в Санкт-Петербурге Владимир Храбрых (компания работает с каршерингом). Он убежден, что каршеринг ждет уверенная динамика роста и, если не развивать это направление сейчас, то в будущем можно потерять долю рынка и возможность для развития бизнеса.

Рынок будущего

Главным условием снижения аварийности Владимир Храбрых называет личную ответственность каждого пользователя, так дисциплинирующий эффект оказывает использование франшизы: «Если пользователь сервиса будет понимать, что в случае аварии он заплатит 15-20 тыс. франшизы, его манера вождения станет менее агрессивной». Помог бы снизить частоту аварий с участием каршеринга более жесткий отбор потенциальных водителей в каршеринге и усиление штрафных мер к неаккуратным водителям со стороны операторов каршеринга, считает Андрей Ковалев.

Владимир Храбрых говорит, что рынок каршеринга в Петербурге продолжит уверенный рост: «Причины — изменение поведения потребителей и активный переход к концепции «экономики совместного потребления». Учитывая падение реальных доходов и рост совокупной стоимости владения автомобилем, а также изменения инфраструктуры крупных городов (введение платных парковок, уменьшение проезжей части), каршеринг — удобная и полезная услуга». Руководитель «Яндекс.Драйв» Антон Рязанов ранее называл Санкт-Петербург вторым рынком в России для каршеринга после Москвы и прогнозировал здесь бум каршеринга после начала расширения зоны платной парковки. Согласно прогнозу Global Market Insights, мировой рынок каршеринга вырастет с $1,5 млрд в 2017 году до $12 млрд в 2024 году, а число компаний за тот же период вырастет на 20%.

Повтор публикации от 3.12.2019

Выборы в местные советы Англии завершились поражением правящей партии

МВД России объявило в розыск Зеленского и Порошенко

В Иерусалиме в храме Гроба Господня сошел Благодатный огонь

На Западе признали, что Россия приспособилась к экономическому давлению извне

НАТО в рамках учений отрабатывает коалиционные действия против России

Появились новые кадры последствий снегопада в Екатеринбурге. Видео

Баффет продает акции Apple. У компании проблемы в бизнесе

Задержанные после сожжения Нового завета извинились на видео

В Госдуме предложили смягчить требования к тонировке передних стекол

В какой банк положить деньги: топ-10 вкладов в мае 2024-го

«Газпром» получил убыток в 2023 году. Будут ли дивиденды?

В России ускорилось снижение цен на вторичное жилье. Таблица городов

Биржевые цены на какао-бобы рухнули на 30%. Что произошло?

Бывший министр финансов Задорнов рассказал о тромбозе в российской экономике

Синоптики раскрыли причины «языка холода» в России

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 4 мая
EUR ЦБ: 98,56 (-0,08)
Инвестиции, 03 мая, 16:44
Курс доллара на 4 мая
USD ЦБ: 91,69 (-0,36)
Инвестиции, 03 мая, 16:44
Финляндия обвинила Россию в сбоях в работе GPS Политика, 07:16
США связали пакт с Эр-Риядом с установлением отношений с Израилем Политика, 07:04
Шольц назвал угрозой демократии нападение на кандидата в Европарламент Политика, 06:48
Салливан оценил шансы для наступления Киева в 2025 году Политика, 06:29
Минэнерго Украины пожаловалось на слишком быстрые потери энергообъектов Политика, 06:14
Bloomberg сообщил об угрозе исчезновения балтийской сельди из-за лосося Бизнес, 06:09
В храме Гроба Господня задержали полицейского-охранника генконсула Греции Общество, 05:39
Говорим красиво и убедительно
Видеоуроки В. Вишневского и 40 других курсов в Уроках Легенд
Подробнее
Полиция Нью-Йорка эвакуировала людей из трех синагог из-за угрозы взрывов Общество, 05:17
CBS сообщил о безрезультатности переговоров о перемирии в Газе Политика, 04:49
В Госдуме допустили исчезновение ряда профессий из-за внедрения ИИ Технологии и медиа, 04:22
Макрон повторил слова о необходимости вести диалог с Россией Политика, 03:53
Минэнерго Украины заявило, что ветер и солнце помогают избежать блэкаутов Политика, 03:34
Адвокат Чекалиных заявил об отсутствии у пары задолженности перед ФНС Общество, 03:22
Погибший участник военной операции Васильев получил звание Героя России Политика, 02:59