Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Китай назвал «политической манипуляцией» бойкот США Олимпийских игр Политика, 03:55
Кто сможет выиграть кофемашину. Видео-тест РБК и Coffesso, 03:51
ЕСПЧ запретил выдворять мигрантов из Польши обратно в Белоруссию Политика, 03:30
США и страны Европы выступили за возобновление нормандского формата Политика, 03:20
Кулеба заявил, что не ожидает прорывов от переговоров Байдена и Путина Политика, 02:52
Как выглядит крепость в России, где снимали «Шерлока Холмса» Совместный проект, 02:41
В Ставрополье проверят причастность подростка к убийству 13-летнего Общество, 02:30
ГА ООН приняла резолюцию России и США против преступного использования ИТ Политика, 02:12
Нину Ургант наградили премией «Звезда театрала» посмертно Общество, 01:54
В Совфеде исключили введение мер по отключению России от SWIFT Политика, 01:38
Зачем Ивановская область развивает коноплеводство РБК и Ивановская область, 01:33
Saudi Aramco увидела риск беспорядков из-за быстрого отказа от нефти Бизнес, 01:14
Как прошла встреча Путина и Моди в Индии. Видео Политика, 01:00
Стало известно, куда поместили заболевших омикрон-штаммом россиян Общество, 00:34
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Петербургские моллы возвращаются к "умершим" форматам торговли

Культурно-развлекательное пространство Охта Lab в ТРК "Охта Молл"
Культурно-развлекательное пространство Охта Lab в ТРК "Охта Молл" (Фото: okhtamall.ru)

В 2000-х годах торговые центры в Петербурге начали активно вытеснять рынки. Сейчас наблюдается новый тренд — рынки с открытого воздуха начинают перемещаться под крышу современных торговых комплексов. Одновременно с этим в традиционные шоппинг-моллы интегрируются сервисы, которые предлагают в основном духовную пищу. Два абсолютно разных подхода нацелены на решение одной задачи — увеличения покупательского трафика. Комментируя ситуацию, эксперты дают принципиально разные прогнозы относительно будущего самого формата торгово-развлекательных комплексов (ТРК). Одни предсказывают близкую смерть, а другие — новую жизнь для моллов.

Жесткое пике

За последние два года посещаемость торговых центров в России, по данным Watcom Shopping Index, упала более чем на 20%. Снижаются реальные доходы населения, а с ними и готовность тратить деньги. Например, как показали недавние исследования, 76% покупателей планируют экономить на покупке новой одежды и около 60% — на покупке новой обуви.

Кроме падения покупательского спроса, менеджмент ТРК столкнулся с вызовом со стороны онлайн-торговли. «В интернете у покупателей больше возможностей сравнить товары, выбрать лучшую цену и сэкономить», — говорит генеральный директор «Яндекс. Маркет» Павел Алешин. — Для примера если, по данным Romir, в 2015 году продажи товаров для спорта и отдыха в обычных магазинах упали на 21%, то на «Маркете» они выросли на 24%».

Результатом развития этих тенденций стал уход арендаторов из классических ТРК. По данным JLL, доля вакантных площадей в ТРК Петербурга только за первый квартал 2016 года в среднем увеличилась с 5,9% до 6,4%, а общая площадь закрытых за тот же период магазинов на 17% превысила площадь новых торговых точек.

Китайский базар

Владельцы ТРК оказались вынуждены адаптировать сложившиеся форматы под новые условия.

«Если раньше fashion-галерея формировала основной доход торгового центра, то сейчас больше всего денег приносит супермаркет, — поясняет председатель совета директоров компании RRG Денис Колокольников в журнале Profashion​. — То есть представленность товарных категорий в ТЦ должна измениться». В качестве примера бизнесмен приводит цифры в Москве: «Розничный оборот на квадратный метр в 2014 году составлял 281 тыс. руб., а в 2015 году только 245 тыс. руб. Это очень тревожный показатель, впервые мы наблюдаем в столице такое падение товарооборота».

Петербургские ТРК пытаются решить эту проблему по-разному. Так, группа «Адамант» попыталась переосмыслить идею открытых рынков. Компания будет организовывать ярмарки на территории крытого паркинга собственного ТРК «Призма». В самой компании планы развития «Призмы» комментировать отказались, однако по информации «Делового Петербурга», «Адамант» проводит реконцепцию площадей, в ходе которой часть паркинга будет переоборудована в рынок «Китай-город». Соответствующая вывеска с громадным медведем-пандой уже размещена на фасаде «Призмы».

«С точки зрения концептуального подхода к оптимизации ТЦ переоборудование части парковки под торговлю не является чем-то из ряда вон выходящим, — анализирует решение «Адаманта» управляющий директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский. — Например, один из нижних этажей московского «Афимолл-Сити» проектировался под паркинг, но еще перед открытием концепция было изменена, и там появились магазины эконом-сегмента». В целом китайский рынок не окажет значительного влияния на продажи остальной части «Призмы», полагает эксперт.

К оптимизации торговых площадей за счет паркинга прибегают и на Западе, отметил О. Войцеховский. Иногда зарубежные моллы намеренно проектируют парковки с запасом, чтобы в будущем подстроиться под фактический спрос.

Пространство просвещения

Другой пример адаптации к меняющимся рыночным условиям — открытие культурно-образовательного центра «Охта Lab» в недавно запущенном петербургском ТРК «Охта Молл». В нем разместится филиал библиотеки им. В.В. Маяковского.

«Торговый центр большой по площади, и, насколько я знаю, с заполнением у него не все гладко, — рассказывает управляющий директор PM NAI Becar Наталья Скаландиc. — Соответственно, было принято решение наполнить пространство тем, что сейчас в тренде — развлекательная, культурная и образовательная тематика».

По данным представителя ТРК «Охта Молл», сейчас заполнено 65% площадей торгового комплекса, 25% — в процессе переговоров.

По оценкам Н. Скаландис, посещаемость торгового комплекса с культурно-развивающей и культурно-развлекательной составляющей увеличивается на 20-40%. Кроме того, такая стратегия влияет не только на покупательский трафик, но и обеспечивает более высокую лояльность посетителей ТРК.

Торговые пути

Как сказал в интервью журналу Forbes председатель совета директоров Lan Kwai Fong Group Алан Земан, необходимость «перезагрузки» в последние годы почувствовали многие шопинг-моллы мира.

ТРК придется поменять местами пропорции непосредственно торговых и развлекательных зон, считает эксперт. «Сейчас соотношение составляет соответственно 70% на 30%, а для того чтобы выжить, моллам будет необходимо перестроиться примерно под 35% на 65%», — говорит А. Земан.

Еще более сложной дальнейшая судьба торговых комплексов представляется председателю консалтинговой компании Davidowitz & Associates Говарду Давидовичу. «Выживут лишь люксовые торговые центры, такие как Saks Fifth Avenue и Neiman Marcus, — сказал эксперт журналу «Секрет фирмы», — А центры среднего звена исчезнут из-за своей бессмысленности». Показательно, что, по данным CoStar Group, в США с 2006 по 2014 год количество открываемых торговых площадей (в формате шопинг-молл) снизилось на 87%.

Впрочем, будущее петербургских ТРК пока представляется куда более оптимистичным, считает О. Войцеховский. По его мнению, нынешние преобразования ТРК — тенденция, которая говорит не об «умирании», а о развитии формата торгового комплекса.

«Например, появление торговых комплексов с культурно-развлекательным наполнением — общемировая тенденция, — говорит О. Войцеховский, — Вспомним хотя бы Trafford Centre в Манчестере или Kista library в Стокгольме». То, что такие торговые центры стали появляться в России, говорит как раз о соответствии уровня российских моллов глобальным течениям».