Хлеб без зрелищ: за счет чего растет экономика Петербурга и Ленобласти
Согласно опубликованным данным Петростата, за первые 6 месяцев 2016 года индекс промышленного производства (ИПП) в Петербурге составил 102,7%, а в Ленобласти – 105,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако, по оценкам экспертов РБК Петербург, в обоих регионах ощутимые результаты показала только одна отрасль — пищевая промышленность. Все остальные достижения объясняются не столько ростом экономики, сколько дефектами статистики.
К светлому прошлому
Эксперты, оценивая цифры Петростата по Петербургу и Ленобласти, фиксируют реальный резкий скачок вверх только в одной отрасли промышленности. Это «производство пищевых продуктов, включая напитки, и табак». В Петербурге оно выросло за первое полугодие на 22,1%, а в области — на 26,1%.
«Основными факторами, поддержавшими пищевку, стали ослабевший рубль и введенное ранее продовольственное эмбарго, эффект от действия которых был не столь заметным в прошлом году, но в явном виде проявляется сегодня», — считает директор Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург Евгений Бежин. «Наконец заработало импортозамещение, — соглашается с коллегой профессор кафедры экономики и управления предприятием Санкт-Петербургского государственного экономического университета Елена Ткаченко. — Если темпы сохранятся, то к концу года пищевка восстановит свои объемы после 30-процентного кризисного падения в прошлом году».
Слабый рост
Другие отрасли, даже развивающиеся, докризисного уровня, по словам Е. Ткаченко, пока не достигли.
«Так, автомобилестроение по-прежнему переживает не лучшие времена (падение по легковым автомобилям — на 13%), страдая от существенного сжатия потребительского спроса», — приводит пример Е. Бежин.
По этой причине ИПП по разделу «производство транспортных средств и оборудования» в Петербурге уменьшился в первом полугодии 2016 года — до 84,2%.
В Ленобласти этот показатель вырос до 125,5% — в значительной мере благодаря восстановлению производственной динамики у областных вагоностроителей, полагают опрошенные РБК Петербург эксперты. «Объем производства вагонов холдингом «Объединенная вагонная компания», крупнейшим предприятиям которого является «Тихвинский вагоностроительный завод», как следует из его отчета, за 1 полугодие вырос на 15% — до 6,8 тыс. единиц», — сообщает Е. Бежин.
По мнению Е.Ткаченко, областной ИПП показывает неплохую динамику и благодаря благополучной ситуации на «Выборгском судостроительном заводе» и судоремонтных предприятиях, работающих на министерство обороны. Что касается роста областной металлургии (+25%), то здесь, как считает Е. Ткаченко, главную роль играют работающие на экспорт алюминщики и благоприятная конъюнктура на мировом рынке - с ноября 2015 года цена на алюминий выросла на 11%. Впрочем, за этот период подросли цены и на некоторые другие металлы, что также способствовало росту ИПП.
По сравнению с 1 полугодием 2015 года несколько усилилась девальвация рубля, что также сыграло на руку областным металлургам. Их петербургские коллеги обслуживают главным образом российский рынок и потому роста не демонстрируют. Не помогли им даже огромные заказы на металлоконструкции для активно строящейся сейчас центральной части ЗСД (производство готовых металлических изделий входит в один индекс с металлургией) — ИПП снизился на 3,1%.
Без высоких технологий
Статистика по-прежнему не показывает состояние новой, высокотехнологичной экономики, в том числе, выявленных в ходе специального исследования РБК Петербург наиболее перспективных для Петербурга отраслей — робототехники, биомедицины, фармакологии, радиоэлектроники и программирования. И это несмотря на то, что их считают наиболее перспективными не только независимые эксперты, но и чиновники. Их производство частично учитывается в различных разделах — в производстве машин и оборудования, в науке и научном обслуживании, в услугах и др.
По данным Е. Ткаченко, эти отрасли растут не менее чем на 15% в год. По ее словам, рост их вклада в экономику Петербурга сдерживается целым рядом факторов. Например, в робототехнике значительный объем заказов на производство «в железе» приходится размещать в Китае, а в Петербурге сосредоточены главным образом интеллектуальные разработки и инжиниринг (который, как утверждает Е.Ткаченко, вообще статистикой не учитывается).
Подобной проблемы нет только у программистов, но появилась другая. «Из-за девальвации и увеличения числа заказов их компании из малых превратились в средние, они потеряли льготы малого бизнеса и ими стали интересоваться налоговые органы и другие контролирующие органы. Это осложнило их бизнес», — говорит Е.Ткаченко.
Некорректные различия
В ряде отраслей различия промышленных индексов города и области Е. Ткаченко считает подозрительно большими и трудно объяснимыми. Например, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, которое в Петербурге, где эта отрасль считается одной из самых передовых, выросло всего на 4,1%, а в Ленобласти, где особые успехи вроде бы не отмечались, ИПП увеличился на целых 26,2%.
Отталкиваясь от опроса крупных и средних компаний, который регулярно проводит ее кафедра, Е. Ткаченко считает такие различия в значительной степени случайными. По ее мнению, они являются результатом чисто конъюнктурного распределения получаемых компаниями заказов между своими «дочками», зарегистрированными в обоих регионах. «В такой ситуации сравнивать уровень развития этих отраслей в Петербурге и Ленобласти по меньшей мере некорректно, а по большому счету и бессмысленно», — полагает эксперт. Е. Ткаченко считает, что эти отрасли надо оценивать по совокупным данным города и области. И тогда окажется, что никаких скачков нет и отрасли развиваются плавно.