В Петербурге отменили беспрецедентное решение суда о статусе «иноагента»
Санкт-Петербургский благотворительный общественный фонд медико-социальных программ «Гуманитарное действие» по решению Третьего кассационного суда вернулся в реестр НКО, выполняющих функции «иностранного агента». Об этом сообщили в Telegram-канале фонда. Таким образом, кассационный суд отменил решение Санкт-Петербургского городского суда, освободившего благотворительную организацию от этого статуса.
«Политическая деятельность» вокруг ВИЧ
Министерство юстиции РФ внесло «Гуманитарное действие» в реестр «иноагентов» в декабре 2020 года. Поводом стал факт иностранного финансирования фонда, а также комментарии фонда, направленные в Минюст, по поводу изменений в ФЗ «О предупреждении распространения ВИЧ-инфекции в России» и участие сотрудника фонда в телепередачах и общественных дискуссиях о российских законах (всё это министерство сочло «политической деятельностью»). В фонде не согласились с политическим характером своей деятельности, отметив, что «Гуманитарное действие» занимается исключительно благотворительной деятельностью — фонд существует официально с 2001 года и помогает людям с ВИЧ и наркозависимостью. Команда «Гуманитарного действия» также открыла первый в России мобильный пункт для наркозависимых, занималась проектом «Дети улиц Санкт-Петербурга» с участием ассоциации «Врачи мира» (Франция) и помогала решать медицинские и социальные проблемы беспризорных и безнадзорных детей.
«Гуманитарное действие» решило доказать в судебных инстанциях незаконность внесения организации в число «иноагентов».
Беспрецедентное решение
В феврале 2022 года при рассмотрении апелляции Санкт-Петербургский городской суд впервые в практике судопроизводства признал решение Минюста о включении организации в реестр «иноагентов» незаконным. Защитник фонда из некоммерской организации «Общественный вердикт» (также признана «иноагентом») Елена Першакова тогда заявила, что считает «признание организации не просто технической ошибкой, а правовой и социальной катастрофой». «Это моё личное и профессиональное ощущение в ситуации, когда к выполняющим функции иностранного агента приравнивают организацию, которая даже в силу положений в законе об НКО не относится к политической деятельности», — отметила юрист.
Однако, суд кассационной инстанции отменил беспрецедентное решение Санкт-Петербургского суда и вернул фонду «иноагентский» статус. Адвокат «Гуманитарного действия» Максим Крупский заметил, что решение Третьим кассационным судом было принято за 5-7 минут, что, по его мнению, «красноречиво свидетельствует об отношении двух разных инстанций к судебному процессу». По его словам, суд апелляционной инстанции посвятил делу гораздо больше времени, изучая обстоятельства и материалы дела и консультируясь со специалистами. «Мы считаем, что в целом доводы кассационной жалобы Минюста не основаны на законе. Они основаны на вольной и субъективной трактовке норм законодательства. Мы на это указали в своих возражениях, но никакого эффекта это не возымело», — сказал адвокат. Решение о дальнейших действиях защитники фонда примут после получения копии решения кассационного суда.