Главный автобусный перевозчик Петербурга понес миллиардные убытки

Прошлый год лидер рынка пассажирских автобусных перевозок Северной столицы СПб ГУП «Пассажиравтотранс» окончил с чистым убытком 2,04 млрд руб., говорится в отчетности предприятия. В последний раз оно было прибыльным в 2021 году. В 2022-м убыток составил 391 млн руб., в 2023-м — 3,3 млрд.
Выручка компании увеличилась в 2024 году на 18,8% до 27,4 млрд руб. Рост выручки зафиксирован на фоне того, что в прошлом году стоимость проезда в общественном транспорте Петербурга не повышалась. Себестоимость продаж увеличилась на 17,9% до 25,8 млрд. Предприятие даже смогло получить прибыль от продаж — 951,6 млн руб. (на 57,9% больше, чем в 2023-м), но необычно высокие «прочие расходы» (2,6 млрд) привели к итоговому убытку.
Чистые активы ГУП снизились за год на 6,1% — до 26,1 млрд руб. Более половины расходов пришлось на оплату труда — 14,9 млрд руб. (на 11,8% больше, чем годом ранее).
РБК Петербург направил запрос в СПб ГУП «Пассажиравтотранс» о причинах убытков.
Директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин полагает, что столь ощутимые убытки образовались на фоне работы по так называемым нетто-контрактам. При такой системе доход перевозчика зависит от количества перевезенных пассажиров и выручки на маршруте. Брутто-контракты, на основе которых работают частные перевозчики, позволяют получать оплату за пройденные километры определенного количества машин вне зависимости от числа пассажиров.
«Не скажу, что пассажиропоток сильно растет, потому что расти ему особо неоткуда. Но доходность маршрута в данном случае напрямую зависит от пассажиропотока. При этом есть и расходная часть: существенно изменились цены на все подряд, нужно повышать зарплату работникам, и такое сочетание вполне могло отразиться на экономике компании», — объяснил Валдин.
Транспортный инженер, автор telegram-канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов в беседе с РБК Петербург высказал точку зрения, что рост выручки связан с увеличением пассажиропотока. Однако из-за убытков компании городской Комитет по транспорту может в скором времени поднять тарифы для пассажиров, чтобы компенсировать ее финансовые потери.
«Можно предположить, что такие убытки возникают из операционной деятельности или обновления подвижного состава, — отмечает эксперт. — Вопрос только в том, что, если предприятие убыточно, зачем оно городу? Другие компании-перевозчики показывают, по крайней мере, не столь отрицательный результат. Если какой-то другой — частный — перевозчик будет в убытке на 2 млрд руб., он просто прекратит свою деятельность».
По информации самого «Пассажиравтотранса», предприятие обслуживает в городе 118 маршрутов, располагает 2,4 тыс. автобусов. В 2024 году, по данным Комитета по транспорту Санкт-Петербурга, городские автобусы перевезли 765,4 млн пассажиров. Штат ГУП составляет 12 тыс. человек.
Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram