Петербургское метро втрое нарастило прибыль за счет бюджетных дотаций

Чистая прибыль ГУП «Петербургский метрополитен» в 2024 году составила 4,03 млрд руб. — в 3,2 раза больше, чем в 2023-м (1,24 млрд), следует из годового финансового отчета ГУП (есть в распоряжении РБК Петербург). В 2024-м предприятие заработало больше, чем за три предыдущих года вместе взятых (3,5 млрд руб.). Главная причина — резкое (почти на 20%, или на 5,9 млрд руб.) увеличение субсидий из городского бюджета.
Прошлый год был первым за несколько лет, когда цены на проезд в петербургском метро не повышались. Тем не менее выручка ГУП, как и прибыль, также достигла рекорда — 66,2 млрд руб. Это на 11,9% превышает показатель 2023 года.
Из структуры выручки видно, что городской бюджет по-прежнему оплачивает более половины себестоимости поездки. Так, выручка ГУП «за оказанные услуги по перевозке пассажиров» составила 27,2 млрд руб. (+2,9% к позапрошлому году), тогда как субсидии «на осуществление перевозки граждан по регулируемому тарифу» — 36 млрд против 30,1 млрд в 2023-м (+19,6%). Благодаря рекордным поступлениям из бюджета выручка от перевозки пассажиров (63,2 млрд руб.) превзошла затраты на эту статью (59,8 млрд).
Согласно отчету, фонд оплаты труда «Петербургского метрополитена» вырос в 2024 году на 11,2% до 22,7 млрд руб. (без учета отчислений на социальные нужды). На начало 2025 года в компании работает 17,4 тыс. человек.
Банковских кредитов у предприятия по состоянию на 1 января 2025 года нет.
По словам транспортного эксперта, автора telegram-канала «Сказочный проектировщик» Ивана Вергазова, трехкратный рост чистой прибыли «Петербургского метрополитена», помимо рекордно высокого уровня финансовой поддержки Смольного, объясняется эффектом низкой базы 2023 года. Она образовалась вследствие резкого, по данным Комитета по транспорту города, увеличения совокупных затрат ГУП в 2022-2023 годах.
После прошлогодней «заморозки» тарифы на проезд в метро с 1 января 2025-го существенно выросли: разовая поездка по «гостевому» тарифу — на 16% (с 70 до 81 руб.), а по Единой карте петербуржца — на 19% (с 47 до 56 руб., столько же стоит проезд и по карте «Подорожник»).
«Резкий рост тарифов — это индексация сразу за два года, поскольку в 2024-м они не менялись, а даже официальная инфляция, не говоря уже о реальной, в 2024-2025 годах достаточно высока. Так что уровень повышения платы за проезд вполне объясним», — считает эксперт. Хотя абсолютная величина чистой прибыли в 4 млрд руб., вероятно, могла бы, по его мнению, позволить проиндексировать тарифы на меньшую величину.
Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram