Набутов, Уткин и Губерниев осмысляют реальные итоги Олимпиады
За неделю улеглись эмоции по поводу результатов российской олимпийской сборной в Пхёнчхане. В общем командном зачете наши олимпийцы заняли 13 место, однако победы сборной России по хоккею и лыжников уменьшили пессимизм российских болельщиков. Теперь пришло время объективно оценить итоги выступления российских спортсменов на Олимпиаде. РБК Петербург попросил известных спортивных экспертов взглянуть на общие итоги игр и оценить их значение для российского спорта.
Кирилл Набутов, спортивный комментатор:
«Пхёнчхан это успех или провал? Смотря с чем сравнивать. Если с результатами в Сочи — то это, конечно, провал. Но сравнивать российскую олимпийскую команду сочинского и пхёнчханского призыва — неправильно. И не только по той причине, что в Пхёнчхан не поехали многие лидеры российского спорта. Просто Сочи — это Сочи, такой олимпиады, как сочинская, не было и не будет во всех смыслах, не только географическом.
К тому же стоит помнить вот еще что. У русских, как известно, нет полутонов в эмоциях, и победу в России в Сочи все праздновали без оглядки. И никто громко не говорил о том, что половину из всех сочинских золотых медалей нам, вообще-то, принесли три натурализованных иностранца. То есть эти трое выиграли ровно столько же, сколько весь остальной большой российский спорт. А в этот раз таких натурализованных не было.
Это не значит, конечно, что мы в Сочи победили незаслуженно, ведь никаких правил не нарушали, другие страны так же поступают. Вон, наши Домрачева и Кузьмина, происходящие, как известно, из тюменских краев, доказали, что побеждать в биатлоне можно и вне сборной команды России и централизованной подготовки под крылом нашего спорткомитета.
Кроме того, атмосферу, в которой наши готовились к Сочи и к Пхёнчхану, тоже сравнить нельзя, и мы знаем, почему. Сами во многом виноваты. Картина, которую мы наблюдали в целом вокруг Олимпиады в Пхёнчхане и в преддверии ее — это картина провала нашей спортивной политики в целом. Я говорю сейчас не о формулировках Международного олимпийского комитета о существовании госпрограммы допинга в России, а о более серьезных наших проблемах.
Никто громко не говорил о том, что половину из всех сочинских золотых медалей нам, вообще-то, принесли три натурализованных иностранца. То есть эти трое выиграли ровно столько же, сколько весь остальной большой российский спорт.
С момента распада СССР прошло уже почти 30 лет. За это время в России были жирные годы, и их было довольно много. В это время можно и нужно было строить новую систему спорта, в первую очередь массового, из которого так или иначе вырастает спорт профессиональный. Не стоит вспоминать Сочи. Вспомним Олимпиаду в Ванкувере 2010 года. Россия заняла там в медальном зачете стран 11-е место, такое же, что и сейчас, но тогда над нашими не висела тень допинговой катастрофы. а нынче — висела. Значит, нынешнее место повыше будет, чем тогдашнее. Исходя из этого думаю, что при прочих равных условиях место в первой шестерке ближе к ее концу было бы более-менее объективной оценкой уровня российского зимнего олимпийского спорта, попавшего в тяжкий кризис.
Но! В любом кризисе есть зерна будущего успеха. Вот молодые российские лыжники (которые, может быть, и не попали бы на эту Олимпиаду, если бы поехали все первые номера). Их медали серебряные и бронзовые для меня гораздо ценнее, чем золото хоккеистов, которые не имели права не выигрывать. А лыжники показали, что талантами не оскудела русская земля, и, главное, характерами не оскудела. Я, когда смотрел финиш мужской эстафеты, плакал — честное слово».
Василий Уткин, спортивный комментатор:
«Олимпийская сборная выступала неполным составом, поэтому оценивать наши результаты в категориях успеха или провала неправильно. Это было выступление по возможностям, и я не вижу, чтобы мы упустили какие-то медали. Награды, которых не ждали, завоевали лыжники. Биатлонная сборная была разгромлена, что было предсказуемо, судя по результатам всего сезона.
Сопоставлять результаты России с успехами сборной Советского союза — позиция глубоко дилетантская, поэтому я не удивляюсь, что так поступают некоторые российские политики. Если обратить внимание, сколько стран прежде делило медали, и сколько стран делит медали сейчас (не считая государства, заново образовавшиеся после распада СССР), то станут очевидными очень простые вещи. Прежде всего, сильно выросла конкуренция. К тому же существенно увеличилось количество медалей, улучшилось и унифицировалось качество инвентаря, что поставило спортсменов в равные условия в этом отношении.
Однако обострение конкуренции не объясняет проблем, ставших очевидными на примере Олимпиады в Пхёнчхане. Наше министерство спорта, наш олимпийский комитет — полные банкроты во всех смыслах, кроме финансовых. Я имею в виду прежде всего допинговый скандал. Это как анекдоте, когда врач не успевает к больному и спрашивает: «Тот перед смертью потел?». Ему отвечают, что потел, и врач говорит «очень хорошо, очень хорошо». Примерно так же выглядят и остальные проблемы нашего спорта на фоне морального и организационного банкротства Министерства спорта и Олимпийского комитета.
Сопоставлять результаты России с успехами сборной Советского союза — позиция глубоко дилетантская, поэтому я не удивляюсь, что так поступают некоторые российские политики.
Даже если мы согласимся, что история с допингом российских спортсменах — насквозь политизирована, то все равно имеет под собой совершенно реальную подоплеку. Это говорит о чудовищно низком уровне организации и работе без глубокой перспективы. Отговорки, что допинг употребляют все, а раскрыли только нас, точно также свидетельствуют о колоссальном организационном проколе.
Фактически, однозначным успехом можно считать работу только лыжной федерации. Несмотря на отсутствие лидеров, руководство федерацией подготовило отличную плеяду молодых спортсменов, завоевавших медали. Ничего подобного не произошло ни в биатлоне, ни в коньках, ни в хоккее.
Если мы на секундочку отвлечемся от того, что в финале хоккейного турнира решающую шайбу забросил самый молодой хоккеист в нашей команде, мы убедимся в том, что состав сборной России по хоккею существенно не меняется уже много лет. Ставка делается на одних и тех же игроков, смены поколений практически не происходит».
Дмитрий Губерниев, спортивный комментатор:
«Кто считает выступление российской сборной на Олимпиаде в Пхёнчхане провалом — тот идиот. Выступала обескровленная команда, и по общему количеству наград она заняла 6-е место. Я считаю, что это была знаковая Олимпиада, когда весь мир увидел потрясающую российскую молодежь, и новое поколение, которое расстраивается вторым местам. Тот же Червоткин, выступая в лыжной эстафете, умирал после болезни, его выворачивало наизнанку, а он потом еще извинялся перед товарищами по команде. Словом, эти люди будут лидерами на протяжении еще двух олимпийских циклов как минимум.
Однако я бы не стал говорить о санкциях как о чем-то позитивном, даже с учетом успехов молодежи, которая в другом случае могла остаться в тени. Отсутствие на Олимпиаде лидеров — это страшно, если рассматривать это как отдельную трагедию каждого недопущенного спортсмена. За каждым неприездом кроется личная судьба, и об этом, похоже, мы могли забыть в погоне за медалями.
Так или иначе, стали очевидны системные проблемы отдельных федераций. Нужно существенно пересматривать ситуацию в российском биатлоне, потому что так дальше продолжаться не может. По сути, мы не увидели всей российской команды просто потому, что людей по непонятным мне причинам не заявили на Олимпиаду. Кстати, я пытался, но так и не добился ответа на этот вопрос. Тот же Игорь Малиновский, который по количеству медалей на юниорских чемпионатах уже обогнал Шипулина и Логинова, однозначно заслужил билет на Олимпиаду.
Стали очевидны системные проблемы отдельных федераций. Нужно существенно пересматривать ситуацию в российском биатлоне, потому что так дальше продолжаться не может. По сути, мы не увидели всей российской команды просто потому, что людей по непонятным мне причинам не заявили на Олимпиаду.
То же самое касается и бобслея, где недозаявили молодых российских скелетонисток по причинам, не поддающимся рациональному объяснению. В олимпийской сборной должны выступать лучшие, и мы должны начинать думать о том, в каком составе поедем на Олимпиаду через 4 года».