Что говорят петербургские промышленники о новых правилах экспорта
Правительство России намерено ввести нулевую ставку НДС при реэкспорте продукции, произведенной в России в рамках режима так называемой «переработки на таможенной территории» (ПТТ). Эта мера, по замыслу чиновников, должна обеспечить существенную экономию компаниям, экспортирующим свою продукцию за пределы Таможенного союза. Однако, как считают многие из опрошенных РБК Петербург компаний, инициатива властей не приведет к резкому росту объемов экспорта.
Налоговый рай
О планах изменить правила расчета НДС для экспортеров сообщил замминистра экономического развития РФ Станислав Воскресенский. По словам чиновника, которые приводит ТАСС, соответствующий законопроект, вскоре будет представлен на обсуждение экспертам.
По замыслу властей, если инициатива будет принята, экспортеры, использующие импортные компоненты, смогут сэкономить на двух НДС (таможенном — на импортные компоненты и налоговом — на российское производство) и на таможенных пошлинах на импортируемые компоненты. Существующая версия режима ПТТ не освобождает экспортеров от «налогового» НДС.
Выход на мировой рынок
По мнению Алексея Жукова, коммерческого директора ООО «Ригли», экспортирующего за пределы таможенного союза значительную часть своей продукции, предлагаемая властями мера не только сокращает издержки производства, но и позволяет избавиться от внутрикорпоративных проблем, до сих пор не позволявших компании экспортировать в режиме ПТТ.
«Использовать ППТ мы пока не можем — как по причине необходимости уплачивать НДС за производство, так и из-за определенных внутрикорпоративных сложностей — дополнительные административные издержки съедали всю выгоду от режима ПТТ, — объяснил РБК Петербург А. Жуков. — По сравнению с нынешней ситуацией мы еще получим возмещение 5–10% затрат на приобретение сырья, что очень важно для высококонкурентного мирового рынка».
Он подтвердил, что новшество позволит его компании увеличить экспорт. Это особенно важно, поскольку запланированная модернизация производства на петербургской площадке, ориентирована в том числе и на увеличение экспорта.
Выгода не для всех
Однако другие производители сомневаются, что инициатива правительства существенно повлияет на объем экспорта. Так, директор по внешним связям компании ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Виктор Васильев в разговоре с РБК Петербург отметил, что нулевая ставка НДС при реэкспорте продукции завода не устраняет главное препятствие увеличению экспорта автомобилей — существующие во многих странах, куда поставляется продукция петербургского завода Hyundai, заградительные импортные пошлины.
«В Египте, например, пошлина составляет 40%, так что предлагаемая российским правительством льгота не сильно нам поможет, — утверждает В. Васильев. — Гораздо больший эффект принесло бы межправительственное соглашение с Египтом о снижении этой пошлины. Такие соглашения существуют между многими странами, например, между Южной Кореей и тем же Египтом. В результате поставлять наши автомобили в Египет из Южной Кореи выгоднее, чем из России».
Как утверждает Дмитрий Майоров, генеральный директор ООО «Лакор», оказывающей профессиональные услуги компаниям по оформлению режима ПТТ, многие экспортеры действительно то ли не хотят, то ли не могут получить разрешение на применение режима ПТТ в Санкт-Петербургской таможне. Хотя, по его словам, сделать это не сложно.
В свою очередь, генеральный директор ООО «БИГ Фильтр» Борис Бейлин объясняет, что проблемы не исчерпываются получением разрешения на режим ПТТ. «Мы получили такое разрешение, но пользоваться им не можем, потому что таможня требует отправлять нашу продукцию на склад временного хранения, а затраты на этот склад настолько высоки, что «съедают» всю экономию на реэкспорте в режиме ПТТ. Я потратил много сил и времени на урегулирование этой проблемы и с таможней, и с правительством Петербурга, но ничего не вышло. Система ПТТ иезуитская, пользоваться ею крайне сложно, а в нашем случае не выгодно», — сказал РБК Петербург Б. Бейлин.