Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область⁠,
0

«Незаметно стали злодеями»: неожиданные выводы о школьной агрессии

Фото: PhotoXPress.ru
Фото: PhotoXPress.ru

В декабре 2021 года социологи НИУ Высшая школа экономики во главе с заведующим лабораторией «Социология образования и науки» Даниилом Александровым опубликовали исследование феномена школьного насилия. В ходе репрезентативного опроса (в нем участвовало около 18,5 тысяч учеников из 201 школы Калужской области) учёные оценили распространённость буллинга в школах. Вычисления показали, что 15,3% школьников 6-9 классов в течение года чувствовали себя жертвами травли. Распространенность буллинга в школах снижается с возрастом — от 19,4% в 6-х классах до 11,1% в 9-х классах. Девочки и мальчики оказываются жертвами травли одинаково часто, однако мальчики больше подвергаются физической агрессии, а девочки — вербальной и социальной. Оценка распространённости буллинга в школах варьировалась от 0 до 40%, при этом выяснилось, что социально-экономический статус образовательного учреждения, его размер и местонахождение роли не играют.

В ходе исследования авторы пришли к неожиданным выводам. Заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Даниил Александров рассказал РБК Петербург, почему хорошие школы часто демонстрируют высокий уровень буллинга, как школьная травля зависит от проявления агрессии окружающих взрослых (в том числе учителей) и почему программы борьбы с буллингом вредны, а наказывать за травлю неэффективно.


Даниил Александров, заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург):

«Незаметно стали злодеями»: неожиданные выводы о школьной агрессии

«Наши школы не такие плохие, как часто люди склонны о них думать. Агрессии в них примерно столько же, сколько в среднем по Европе. У нас часто можно услышать, что школа — это ад. Нет, не ад и не ужас, но иногда бывает трудно. Наше исследование показало, что детская агрессия — проблема не столько школы, сколько окружающего общества. Если взрослые агрессивны, то и дети будут агрессивны.

Как у взрослых

В школах в целом высокий уровень агрессивного поведения — дети все время толкают и пинают друг друга — но чаще всего дети не очень хорошо понимают, где граница между обычными конфликтами, где все происходит более или менее на равных, и последовательной травлей. По определению буллинг — это последовательная длительная и ассиметричная (невзаимная) агрессия. Дети науки не знают, но они интуитивно очень хорошо понимают разницу между взаимной агрессией («мы подрались») и односторонней («меня побили»). Буллинг особенно ярко начинает проявляться в раннем подростковом возрасте. Согласно исследованию, больше всего с ним сталкиваются шестиклассники. В этот период дети начинают бороться за статус, пытаясь найти своё место в обществе — кто сильнее, важнее.  Всё, как у взрослых, где кто-то делает карьеру путём тяжёлой работы, а кто-то путём подсиживания коллег. Взрослые любят говорить про личные бренды, демонстрацию себя в положительном свете. Вот и дети к этому стремятся, но в их подростковом возрасте личный бренд и самоутверждение чаще всего утверждается через психологическую и физическую агрессию.

Мы открыли одну важную вещь: в школах с более комфортным климатом дети чаще могут ощущать себя жертвами буллинга. Там даже малая степень агрессии воспринимается детьми как серьёзная. Если же в школе уровень агрессии высок, все со всеми дерутся, агрессия часто взаимная, все мучают всех понемножку, то те, кому достаётся больше других, жертвами себя не ощущают и не испытывают тревожности или депрессии.

Невидимая граница

Старая социологическая теорема гласит: неопределённость статуса порождает агрессию. Дети в 5-7 классах учатся жить в этом чуть более сложном мире. Проверяют свои статусы, борются за них. Кто-то хочет быть отличником, кто-то - спортсменом, а кто-то - дерётся. Дети часто неудачно шутят в отношении друг друга, дразнятся, обзываются. Это распространённая форма детского поведения. И если они начинают кого-то дразнить больше, чем других, они часто этого просто не замечают. Когда их спрашиваешь об этом, они искренне говорят: «Да мы просто шутим!», начинают оправдываться, но часто первой реакцией бывает удивление. Что такого? Это же просто шутка! Мы специально изучаем, как это неосторожное поведение незаметно для детей превращается в травлю. Вот в современной культуре есть рэп-баттлы, есть такая культура — обидеть собеседника. Но когда это два рэпера, то они на равных — это как спорт между двумя сильными спортсменами. А у подростков часто получается, что они не замечают, что силы совсем не равны. Какой-то психологически слабый ребёнок не может отшутиться, продемонстрировав остроумие или злословие. Тогда ему начинает доставаться больше. А раз не может ответить, то становится удобно пробовать на нем своё остроумие. И вот тогда это поведение переходит ту грань, когда человек начинает это сильно переживать, а остальные ещё не понимают, что они стали злодеями.

Они, может, потом, в конце школы, поймут, что это было неправильно. В старших классах дети лучше себя контролируют, обнаруживают свои ошибки в поведении. И к этому времени в классах уже складываются устойчивые отношения. Сильным уже не нужно всё время демонстрировать свою силу. Если в 9 классе есть человек, который постоянно унижает и травит сверстников, здесь уже нужен серьёзный психолог. В 6-7 классе может быть дети просто заигрались и можно обойтись более простыми мерами.

Что такое плохо?

Полностью буллинг устранить невозможно, потому что дети агрессивны в своем игровом поведении, они плохо контролируют себя, они в таком формате борются за своё место под солнцем. Но повторю еще раз: агрессии дети учатся у взрослых. Наше исследование показывает, что агрессия в школах напрямую зависит от уровня агрессии в отдельно взятом посёлке. Это, в свою очередь, связано с тяжёлыми условиями жизни. Вообще, чем тяжелее жизнь (нет работы, неопределенность будущего и т.д.), тем больше, например, семейная агрессия. Замученные жизнью родители склонны решать проблему подзатыльником. Это всегда сказывается на детях ещё и тем, что они учатся так решать все проблемы.

Агрессия взрослых приводит к высокому уровню буллинга ещё и через моральное оправдание насилия. Подростки, например, часто убеждают себя, что некоторых вообще-то надо наказывать, потому что они добрых слов не понимают. Этому дети тоже учатся у взрослых, в том числе у учителей, которые позволяют себе кричать и обзывать учеников. Дети видят, что все вокруг с помощью последовательного агрессивного поведения по отношению к более слабым принуждают их вести себя так, как нужно. И у них формируется убеждение, что так и надо.

Помогать надо правильно

Мы выяснили, что в школах с хорошим климатом ученики больше переживают статус жертвы, а наши коллеги в Европе обнаружили удивительный парадокс: если в школе работает программа по борьбе с буллингом, то те дети, которые были жертвами травли, начинают этот опыт переживать сильнее, потому что им объяснили, что с ними произошло что-то плохое. Мы одновременно открыли это важное явление, которое имеет большое значение для дальнейшего изучения последствий травли. Это важно и для понимания того, как правильно вмешиваться в такие ситуации.

Опыт показал, что неловкое вмешательство психологов, других медиаторов или разговоры с детьми о травле, как ни странно, могут приводить к увеличению уровня агрессии или к более острому переживанию у жертв. А это, в свою очередь, ведёт их к состоянию тревожности и депрессии (подобные примеры широко изучены в Америке, где программы борьбы с наркотиками или детской преступностью часто приводили к обратным результатам). И здесь встаёт вопрос, как же бороться с буллингом?

О бесполезности наказаний

Наказывать детей за поведение, которое позволяют себе окружающие их взрослые, принципиально неправильно. В этом плане вообще исследователи буллинга сходятся в том, что наказывать за травлю — дело не очень успешное. Если ребёнок склонен к завоеванию статуса агрессора и бунтаря среди других подростков (а мы знаем, что все подростки в принципе выше ценят более агрессивных людей), то вызывающее агрессивное поведение и унижение других делает его популярным в глазах сверстников. И этому трудно что-то противопоставить. Соответственно, если вы такого бунтаря-агрессора первым делом вынимаете из драки и тащите к директору, то у него острый стимул остаться бунтарём и ни в коем случае вас не слушаться.

Отсюда один из важнейших общих рецептов: старайтесь никого не наказывать сразу. Разнимите, успокойте, потом попробуйте разобраться в том, что происходит. Универсальное средство по борьбе с буллингом (работает безопасно и используется в большинстве программ) — это вмешательство молчаливого большинства, когда, например, одноклассники, являющиеся наблюдателями травли, будут спокойно говорить агрессору что-то вроде: «Ваня, ну Петька же намного слабее тебя. Это не понтово, не круто». Если для Вани это неумелая борьба за статус, он очень быстро поймёт, что теряет авторитет. А если это проявление агрессивного характера, тут уже нужно участие серьёзного психолога. На таком вмешательстве сверстников в сочетании с обучающими видео и медиацией основаны успешные программы, позволяющие существенно снизить буллинг в школах.

Искусство медиации

Задача школы — создание продуктивной системы медиации. Школа не должна вникать и контролировать все отношения между детьми, у них должно быть собственное пространство для отношений: и для дружбы, и для вражды. Но, если ситуация выплёскивается за пределы обычного, надо, чтобы взрослые помогли жертве буллинга не получить постоянный статус жертвы среди сверстников. В этом и помогает медиация. Например, когда пострадавшего ребёнка спрашивают, что бы он воспринял в качестве извинений. Может быть, это будут личные извинения перед классом. Ок, значит, попробуем перед классом. Или обидчики испортили портфель, тогда пусть родители этих детей купят новый портфель. Ок, давайте попробуем. В эти переговоры должны быть вовлечены и родители, инциденты должны быть исчерпаны для всех сторон, произойти возмещение ущерба — эмоционально-психологическое или материальное.

Одна из проблем наших школ состоит в том, что учителя последние годы просто боятся реакции родителей, так как те часто готовы по любому поводу жаловаться в прокуратуру. Психологи в престижных школах Петербурга мне признавались, что они стараются не говорить родителям о плохом поведении подростков, чтобы их не стали обвинять в плохом отношении к детям. Это одна из возможных причин того, почему в больших престижных школах часто бывает много буллинга.

Медиатор должен регулировать сложности в отношениях не только детей, но и учителей и учеников. У детей в школе должен быть взрослый, которому они доверяют. При этом медиатор должен иметь полномочия и право объяснить конкретному педагогу, что его поведение недопустимо. Это и называется системной медиацией. Впрочем, бывает, что помощь требуется самому учителю. Случается, что в школах травят учителей. И педагоги тоже должны иметь возможность прийти к психологу и знать, что это не будет выражением слабости. Здоровый школьный климат — это отношения, в которых доверие и помощь возможны для всех участников школьной жизни».


Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции

Подготовила: Юлия Воробьева

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 9 декабря
EUR ЦБ: 89,71 (+1)
Инвестиции, 19:36
Курс доллара на 9 декабря
USD ЦБ: 77,27 (+1,18)
Инвестиции, 19:36
Нетаньяху рассказал о регулярном общении с Путиным Политика, 19:48
Что такое экзосомы и какую роль они играют в косметологии РБК и КИТ МЕД, 19:46
Венгрия с начала года получила от России более 5 млрд кубометров газа Политика, 19:43
Рублев получил награду ATP за благотворительность Спорт, 19:34
Что получилось из коллаборации книжного магазина и девелоперской компании Стиль, 19:31
Вакансии в агросекторе выросли на 135%. Почему там некому работать. ВидеоПодписка на РБК, 19:29 
Paramount решила побороться с Netflix за Warner Bros. Политика, 19:27
Подведите итоги года правильно
с интенсивом от РБК
Пройти интенсив
Кадырова наградили медалью Росгвардии «За боевое отличие» Политика, 19:25
«Ливерпуль» не взял критиковавшего клуб Салаха на матч Лиги чемпионов Спорт, 19:19
Военная операция на Украине. Главное Политика, 19:17
Посол Франции оценил возможность конфискации российских активов
РАДИО
Политика, 19:16
Модель GROW: как руководителю стать коучем для своих сотрудников Образование, 19:15
Посол Франции рассказал, какими должны быть условия для мира на Украине
РАДИО
Политика, 19:08
Какой ресторан выбрать: кухня Байкала, банный ужин и димсамы а-ля рус Стиль, 19:00