Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Вице-президент Аргентины Киршнер привилась вакциной «Спутник V» Общество, 22:51 В Москве из-за потепления «провис» потолок в подземном переходе Общество, 22:20 Судно «Фортуна» начало работы по достройке «Северного потока-2» в Дании Бизнес, 22:11 «Манчестер Юнайтед» обыграл «Ливерпуль» впервые с 2018 года Спорт, 21:56 Умер американский сценарист Уолтер Бернстайн Общество, 21:48 Четырехкратный обладатель Кубка Стэнли умер в возрасте 90 лет Спорт, 21:35 Полиция возбудила дело из-за выхода протестующих на дороги в Москве Общество, 21:15 СМИ сообщили о намерении итальянского клуба пригласить Газзаева на работу Спорт, 21:14 Вдова убитого на Украине депутата Госдумы Максакова вернулась в Россию Общество, 21:12 МВД оценило число участников акции в поддержку Навального в Москве Политика, 21:09 Россиянин выиграл третье золото на чемпионате Европы по шорт-треку Спорт, 20:41 SpaceX запустила ракету с рекордным числом спутников Технологии и медиа, 20:35 Новостройки Москвы: как выбрать, где посмотреть, что ожидать Партнерский материал, 19:59 Росгвардейца уволят за насмешку над пострадавшей на митинге в Петербурге Общество, 19:53
С.-Петербург ,  
0 

От инфляции до дефицита: рост цен напугал правительство

Фото: Артеменков Александр/PhotoXPress.ru
Фото: Артеменков Александр/PhotoXPress.ru

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал под конец года несколько постановлений, которые должны стабилизировать ситуацию с ростом цен на базовые продукты. Основная идея — не административное установление цен, а соглашения о ценах с участниками рынков, предусматривающие как «кнуты», так и «пряники».

Пакет постановлений был принят после того, как президент Владимир Путин на совещании в начале декабря обратил внимание на слишком значительный, по его мнению, рост цен на базовые продукты питания. Особенно он отметил происшедшее с начала года подорожание сахарного песка на 71,5%, подсолнечного масла — на 23,8%, муки — на 12,9%, макарон — на 10,5%, хлеба — на 6,3%.

РБК Петербург попросил экспертов высказать свои мнения о росте цен на продукты и о мерах правительства по его торможению. Оценки оказались противоположными — если петербургский депутат, экономист Оксана Дмитриева сочла принятые решения полезными (хоть и запоздавшими), то эксперт по потребительским рынкам, глава аналитической компании INFOLine Иван Федяков посчитал их крайне опасными.


Оксана Дмитриева, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, д.э.н.:

«Меры правительства я считаю по большей части вполне разумными. Только они сильно запоздали. Их надо было принимать еще в августе-сентябре, когда ценовые тренды стали проявляться. Рост производства продуктов питания, как и их потребление, оценивается на уровне 4%, а экспорт в физическом выражении вырос на 14% и на 18% — в денежном. Правительство заявляло о рекордном объеме экспорта сельскохозяйственной продукции — более чем на 25 млрд долларов. Понятно, что такое, более чем трехкратное, превышение роста экспорта над ростом производства приводит к вымыванию товаров с внутреннего рынка и, соответственно, к росту цен на внутреннем рынке.

Правительство право, когда для разных групп товаров принимает различные меры. Потому что ситуации на разных рынках разные. Цены на сахар у нас стали уже выше мировых. Это связано с довольно низким урожаем сахарной свеклы в России в этом году. При этом в прошлом году урожай был, наоборот, нормальным, говорили даже о затоваривании сахаром. Сейчас применение к продаже сахара мер, ограничивающих цену в соответствии с законом о торговле, оправдано. Закон позволяет устанавливать регулируемые цены в регионах при росте цен на 30% в течение 30 дней хотя бы в одном субъекте РФ. Сейчас правительство хочет снизить планку роста цен до 10% — и это правильно, потому что, когда цены скакнули на 30% регулировать их уже поздно.

«Меры правительства я считаю по большей части вполне разумными. Только они запоздали»

Чтобы добиться снижения цен на сахар, надо сейчас проанализировать баланс производства и потребления — и если разница по-прежнему очень велика, придется компенсировать ее дополнительными закупками. Минсельхоз предлагает отменить пошлину на импорт тростникового сахара. Эта мера крайне противоречивая, и может помешать в дальнейшем наращиванию отечественного производства. Что касается увеличения посевных площадей методом рассылки телеграмм в регионы, то это мне напоминает практику управления экономикой СССР. Сейчас правительство может только уговаривать производителей расширять свои площади, что они будут лишь делать при гарантиях сбыта и поддержке. В этом плане отмена импортной пошлины на тростниковый сахар и одновременно приказ расширить посевные площади по сахарной свекле — взаимно исключающие меры.

«Что касается увеличения посевных площадей методом рассылки телеграмм в регионы, то это мне напоминает практику управления экономикой СССР»

Ситуация с хлебом, мукой и макаронами принципиально иная — в этом году был рекордный урожай зерновых, свыше 130 млн тонн, почти как в 2017 году. Зерно — биржевой товар, его стало очень выгодно экспортировать. Цены тут выросли в этом году главным образом, я думаю, из-за падения курса рубля почти на 30%, а также распространения панических прогнозов международными экспертами о сокращении производства в 2021 году из-за коронакризиса, которые разогревали товарные биржи. Этим же объясняется, на мой взгляд, и рост цен на подсолнечное масло — на растительные масла сейчас в мире ажиотажный спрос. Некоторые страны уже прибегают к экспортным квотам, например, Индонезия ввела квоты на вывоз пальмового масла.

Установление экспортных квот и вывозных таможенных пошлин с 15 февраля по 30 июня ожидаемого эффекта, по моему мнению, не даст, потому что экспортные контракты уже заключены и к февралю продукция будет продана. Многие экспортеры, зная ситуацию на рынках, догадывались, что правительство введет что-то подобное и побеспокоились о своих доходах заранее. Правительство, похоже, это понимает и потому, наверно, предусмотрело субсидии мукомолам и хлепопекам, которые по-прежнему будут закупать зерно по высоким ценам, а снижать розничные за счет уменьшенных издержек благодаря государственным субсидиям. Правда, производителям других товаров из зерна, например, комбикормов, субсидии не предусмотрены и это отразится на ценах на мясо, яйца и другие товары, в производстве которых используются продукты из зерна. Это, как и дополнительные расходы бюджета на субсидии, обусловлено просчетами регулирующих органов правительства. Если бы нынешние меры были введены в августе-сентябре, то никакие субсидии не потребовались бы».


Иван Федяков, генеральный директор INFOLine:

«По группам товаров, отмеченным президентом, ситуация в Петербурге аналогична общероссийской, поскольку сахарная свекла, подсолнечник и зерно для производства муки, макарон и хлеба у нас не производится, а завозится из других регионов.

Что касается сахара и подсолнечного масла, то цены на эти товары все последние годы находились под серьезным давлением. Благоприятные климатические условия способствовали очень хорошим урожаям, особенно в 2018 году, когда они были рекордными по данным культурам. Большой объем произведенной в России продукции не позволял ценам расти адекватно инфляции издержек и мировой конъюнктуре. В этом году рубль заметно ослабел к мировым валютам и это усилило привлекательность поставок на экспорт. В то же время урожай был обычным, не слишком высоким. Эти два обстоятельства привели к тому, что внутрироссийские цены стали двигаться в стороны мировых, то есть, повышаться, компенсируя отстающую от общего тренда динамику прошлых лет. Поэтому, я бы сказал, что ценовые перекосы происходили не в этом году, а в прошлые годы. Сейчас они компенсируются и ситуация восстанавливается к нормальному уровню. Ничего экстраординарного, никаких спекулятивных попыток я в происходящем не вижу.

«Внутрироссийские цены стали двигаться в стороны мировых, то есть, повышаться, компенсируя отстающую от общего тренда динамику прошлых лет»

Попытка государства административно регулировать цены, устанавливать ценовой потолок я считаю очень опасной. Правительство берет на себя смелость устанавливать «справедливые» цены. Но это имеет смысл только на монопольных рынках, а на высококонкурентных, каковыми являются рынки товаров, отмеченных президентом, справедливые цены могут устанавливать только сами рынки — и произвольное вмешательство в этот механизм может сильно повредить как рынкам, так и потребителям товаров, то есть населению. За административное сдерживание объективно растущих цен кому-то придется заплатить.

«За административное сдерживание объективно растущих цен кому-то придется заплатить»

Если сейчас под давлением правительства розничные сети будут вынуждены ограничить цены, то сами они не пострадают — они даже выиграют от низких цен, потому что население покупать меньше не станет. Больше всех пострадают переработчики и оптовики — они получат очень серьезные убытки, потому что производители вряд ли захотят снижать отпускные цены, повышающиеся из-за роста себестоимости производства. А у многих из них есть альтернатива — увеличивать экспорт за счет сокращения поставок российским переработчикам. Последним, как впрочем и оптовикам, придется соглашаться покупать по невыгодным ценам. Они не смогут переложить убытки на торговые сети — сети просто не возьмут в реализацию товар по невыгодным для них ценам, потому что могут легко покрыть эти недопоставки другими товарами, номенклатура которых у сетей очень велика. У оптовиков и переработчиков такой возможности нет. В результате многие из них могут обанкротиться. Результатом этого на следующем этапе станет снижение объемов производства и дефицит товаров, от которого пострадает население. Вот к чему с высокой вероятностью приведет административное регулирование цен. Мы это многократно проходили в прошлом и сейчас ситуация повторяется.

«Результатом этого на следующем этапе станет снижение объемов производства и дефицит товаров, от которого пострадает население»

Чтобы этого не допустить, правительству надо регулировать цены не административным их замораживанием, а рыночными методами, например, снижением издержек предприятий, обусловленных неадекватным госрегулированием. Между тем эти издержки все время только растут. Сначала ввели систему «Платон», которая увеличила транспортную составляющую себестоимости. Потом придумали систему «Меркурий», призванную отслеживать происхождение сельскохозяйственных товаров и контролировать всю цепочку от поля до конечной реализации. Во всех элементах этой цепочки появились дополнительные издержки, связанные с администрированием этой системы. Разнообразные налоговые маневры в цепочке производства и сбыта нефтепродуктов приводят к увеличению цен на горюче-смазочные материалы.

Если правительство действительно беспокоит ситуация с ценами, то при принятии любых инициатив, связанных с производством или реализацией продукции, необходимо проводить экспертизу с целью проверки воздействия инициативы на цены конечной продукции. Современные технологии позволяют это делать с довольно большой точностью».


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции

Кнутом и пряником

Согласно подписанным документам, до 20 декабря будут заключены соглашения производителей сахара и подсолнечного масла с розничными сетями. Производители обязуются снизить цены поставок в розничные сети, а федеральные и региональные торговые сети — ограничить розничные цены. За это производителям сахара обещаны льготные кредиты по ставке от 1 до 5% на закупку сахарной свёклы для переработки. Если соглашения с производителями подсолнечного масла не будут исполняться, будут введены вывозные таможенные пошлины на подсолнечное масло (на семена подсолнечника уже введена запретительная вывозная таможенная пошлина в 30% с 9 января до 30 июня 2021 года). Соглашения будут действовать до конца первого квартала 2021 года. Также для стабилизации цен на сахар правительство намерено увеличить посевные площади сахарной свеклы. Для этого в 25 регионов, традиционно возделывающих сахарную свёклу, направлена телеграмма о необходимости увеличения в период весенних полевых работ 2021 года посевных площадей. Если цена производителей не снизится, Минсельхоз готов согласовать отмену пошлины на импорт тростникового сахара.

В целях стабилизации цен на муку и хлеб правительство устанавливает с 15 февраля по 30 июня 2021 года квоты на экспорт пшеницы, ячменя, кукурузы и ржи в размере 17,5 млн тонн, а также вывозную таможенную пошлину в размере 25 евро внутри квоты и 50%, но не менее 100 евро, сверх квоты. Мукомолам предусмотрены субсидии на возмещение части затрат — до 50% разницы между текущей ценой на продовольственную пшеницу и ее среднемесячной средней ценой за аналогичные периоды трех предыдущих лет.

Подготовил: Владимир Грязневич

Повтор публикации от 15.12.2020