Петербургский бизнес — о годе: нужно развивать не только армию и флот
Совладелец ресторанной сети «Теремок» Виталий Свидовский:
«Основным вызовом для рынка общепита как в этом году, так и в прошлом был застой в экономике. Полтора года назад мы провели реконцепцию, «Теремок» сменил формат с fast food на fast casual. Но для того, чтобы повышение класса принесло свои плоды, необходим рост доходов населения. А пока его нет, эффект от реконцепции откладывается.
Сложности заключаются не только в том, что клиент стал беднее. Сейчас нам гораздо тяжелее открыть новую точку, чем раньше. Цена на качественные локации с хорошим трафиком не падает, новые торговые центры не строятся.
Кроме продолжающегося застоя в экономике, в 2017 году бизнес коснулось ужесточение государственной политики по ряду направлений. В частности, это касается рекламы — теперь нам придется переделывать некоторые наши конструкции под требования новых нормативов. Также произошли неблагоприятные для бизнеса изменения в сфере налогообложения, усложнилась подготовка документов для открытия ресторанных точек. Я не могу оценить эти инициативы как однозначно негативные, однако в условиях всеобщего падения рентабельности (примерно на 10-30% за 2017 год) заставлять бизнес нести дополнительные расходы не совсем правильно, как мне кажется. В целом, несмотря на заявления о поддержке отечественного бизнеса, я не увидел каких-то конкретных шагов государства в нашу сторону.
Например, мы предложили городу разместить павильоны «Теремка» как носителя традиций национальной кухни в востребованных на Чемпионате мира по футболу локациях. Пока наша инициатива не нашла поддержки, и государство сделало выбор в пользу иностранных компаний. На мой взгляд, при наличии отечественного продукта это как минимум странно.
Тем не менее в следующем году я ожидаю положительных изменений. Мы надеемся, что предвыборный год будет более благоприятным с точки зрения развития экономики, и нам удастся укрепить свои позиции на рынке. Мне кажется, уже все осознали, что, кроме армии и флота, стране нужно заниматься развитием российского бизнеса».
Позиция спикера может не совпадать с мнением редакции.