Перейти к основному контенту
Премия РБК Петербург 2018⁠,
0

Глава Melon Fashion Group: «Это ли не коллапс бизнес-сообщества?»

Михаил Уржумцев, генеральный директор Melon Fashion Group
Михаил Уржумцев, генеральный директор Melon Fashion Group (Фото: пресс-служба компании)

Петербургский производитель одежды Melon Fashion Group (бренды ZARINA, befree, LOVE REPUBLIC) готовится к очередному штурму рынка fashion-ретейла. В 2019 году компания начнет осваивать города с населением менее 500 тыс. человек. Всего будет открыто (или обновлено) около 100 магазинов по всей России, из них 82 собственных и 18 по франшизе.

Уверенность в своих силах ретейлеру придали финансовые результаты, с которыми он закончил прошлый год. В 2017 году выручка Melon Fashion Group выросла на 11,2% — до 13,8 млрд руб., а чистая прибыль выросла в 5,5 раз — до 731 млн руб. При этом объем рынка одежды практически не изменился — по данным Infoline, оборот рынка в 2017 году составил 2,5 трлн руб., годом ранее — 2,4 трлн руб. За значительный рост прибыли в условиях стагнации рынка генеральный директор Melon Fashion Group Михаил Уржумцев стал кандидатом на Премию РБК Петербург 2018. В интервью РБК Петербург Михаил Уржумцев рассказал о новой бизнес-модели, валютной зависимости и ментальном кризисе.

ФИНАНСОВЫЕ ПРОРЫВЫ

— За счет чего вам удалось нарастить чистую прибыль в 2017 году?

— Финансовые показатели 2017 года — это, прежде всего, результат структурных и концептуальных изменений компании, которые мы провели в конце 2015 — начале 2016 гг. Мы начали активно внедрять концептуально новые форматы магазинов. На протяжении 2015 года каждый из брендов разрабатывал свой формат, мы пробовали их открывать, смотрели на результаты. После этого в 2016 году мы начали масштабную программу релокации магазинов, в результате которого каждая концепция увеличилась по площади в среднем в два раза. Поменялся дизайн, расширилось продуктовое предложение.

Трафик в наших магазинах стал расти, а это изменило политику торговых центров. Теперь операторы торговых центров относятся к нам как к серьезному игроку и предлагают совсем иные локации, нежели пять лет назад. Для старой концепции нам предлагались места на третьем этаже за углом, а теперь мы находимся рядом с топами — LPP (бренды Reserved, Cropp, Sinsay — ред.) и H&M. Поэтому если сегодня мы встаем в локации, где есть хороший трафик, он начинает приносить хорошие результаты.

— Но фактически результаты глобальных изменений стали видны только в 2017 году.

— В 2016 году мы много открывали концептуально новые магазины и релоцировали старые. Точки показывали хорошие результаты, но выручка в 2016 году у нас осталась на уровне прошлого года, потому что мы закрывали часть неэффективных магазинов. Отчасти на результаты 2016 году повлияли и экономические события 2014 года. Потому что весь 2015 год мы приходили в себя, в 2016 году вышли на тот же уровень, а в 2017 году все начало расти. Мы двигаемся дальше и хотим, чтобы прорыв 2017 года был поддержан и в этом году. Если в 2017 году выручка выросла на 11% — и мы этим гордились, то по результатам 2018 года мы ожидаем рост оборота порядка 24% благодаря изменениям, которые мы все еще внедряем в компании.

ПОБЕДИТЬ ОТКРЫТЫЕ РЫНКИ

— На фоне стагнации рынка fashion-ретейла ваши планы выглядят достаточно амбициозно. За счет чего вы сможете вырасти на 24%, если рынок в целом не растет уже несколько лет?

— Я не могу сказать, что с рынком происходит что-то страшное. Он стоит на месте. Но наша задача не гнаться за рынком, когда он растет. Как раз в условиях стагнации ты лучше видишь результаты своей деятельности, потому что если ты растешь на не растущем рынке, значит, ты становишься лучше.

Российский рынок одежды очень большой, но и очень фрагментированный, несмотря на то, что у нас сосредоточены все лидеры мирового fashion-ретейла. Рынок настолько фрагментирован, что доля любого оператора укладывается в понятие погрешности. Топ-10 сетей занимают на рынке только 15%, а в любой европейской стране они занимают треть рынка.

— Почему?

— Наш рынок периодически «колбасит». Мы три года живем, а потом два года восстанавливаемся. Мы всегда в таких условиях, когда все время что-то мешает нарастить массу. К тому же, крупные операторы понимают, что нет смысла инвестировать в не растущий рынок. Наш рынок не дает нужную отдачу, потому что он не развит инфраструктурно в масштабах страны. У нас очень маленький показатель количества торговых центров на душу населения. Плюс 40% одежного ретейла контролируется открытыми рынками. Это продукция, которая слабо поддается описанию, но зато хорошо поддается кошельку людей, которые хоть и ходят в торговые центры, но всегда ищут что подешевле.

Тем не менее все сложности рынка для нас представляют огромный потенциал, потому что мы можем потихонечку расти и откусывать долю рынка от одного, от другого, от открытых рынков.

— Как вы планируете конкурировать с открытыми рынками по цене?

— У нас нет задачи быть дешевле всех. Такая задача утопична, потому что всегда появится кто-то дешевле. Выезжать надо не на дешевизне, а на том, что товар приемлем по цене, и в то же время его классно носить. У каждого бренда есть свой бенчмарк с точки зрения концепции и цены. Например, бренд befree работает в нижнем ценовом сегменте, и здесь мы ориентируемся на H&M. Несмотря на курсовые колебания, мы стараемся удерживать цены прошлого года.

— И все-таки, как вы планируете конкурировать с открытыми рынками?

— Несмотря на падение покупательной способности, доля открытых рынков в одежном ретейле сокращается. Пять лет назад открытые рынки занимали 60%. То есть за это время 20% перекочевали в торговые центры. В Москве и Петербурге это смещение происходит более активно, чем в регионах.

Я уже сказал, что у нас нет задачи быть дешевле рынков. Но если разница в цене составит 10-15%, эмоции от товара перевесят ценовую разницу. Мы должны быть интереснее и должны предлагать более сильные эмоции в магазинах, чтобы женщины хотели купить одежду именно у нас. Наша задача — определить, какой концепт по какой цене работает и этой цены придерживаться, несмотря ни на что. С учетом колебания курса рубля, это как раз главный вызов для компании, потому что подавляющее большинство нашей продукции производится на валютных рынках.

МЕНТАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

— Почему вы не откроете производство в России?

— Мы выросли из производства. История компании началась на петербургской фабрике «Первомайская заря». Но с развитием рынка стало неэффективно иметь собственное производство — был период, когда все фабрики закрывались. Десять лет назад мы полностью ушли из России. Прелесть локализации производства в том, что это может быть быстро и это в рублевой зоне. Понимая эти плюсы, мы ищем решение с 2008 года. Мы ищем в России партнеров, которые могли бы производить для нас одежду. Собственное производство нам не нужно, потому что мы розничная компания и главная наша специализация — это продажи. Для нашего бизнеса чем проще цепочка, тем лучше. Но пока мы не нашли подходящего партнера в России, который работал бы с нами на том же уровне, что наши китайские партнеры.

— В чем преимущество китайских партнеров?

— Когда ты разговариваешь с поставщиком в Китае, ты говоришь: «Мне нужно вот это, в такие сроки и по такой цене». Ты прорабатываешь образец, а дальше занимаешься другими делами. У тебя не болит голова о том, где он возьмет ткань и фурнитуру, сколько ему это будет стоить. Здесь цепочка понятна.

В России производственная инфраструктура не развита, есть отдельные швейные фабрики, которые разбросаны по всей стране. Получается, что одна фабрика может сшить 10 тысяч пальто, другая — 10 тысяч блузок. Именно в таких количествах. А наше производство — многомиллионное. При этом они не могут сами купить ткани, фурнитуру (потому что ее нет), сделать отделку. Они «гнут пальцы» и говорят: «Вот это мы будем делать, а это нет. Это успеем, а это нет». А стоит все это в два раза дороже, чем в Китае.

Честно, я бы очень хотел, чтобы мы производили все в России. Мы даже готовы в чем-то развивать инфраструктуру. Но здесь вопрос ментальный. Партнеры в Китае, Индии, Бангладеше заточены на бизнес. Для них главное — это выполнить условия заказчика, а у нас ментально превалирует другая модель: «Что я могу сделать и что мне нужно, а не заказчику». Для локализации производства нужна ментальная революция.

— Как вам удается сохранять цены на уровне прошлых лет, несмотря на периодические колебания курса?

— Мы одна из немногих fashion-компаний из России, которая заключает договоры с китайскими поставщиками в рублях и в рублях же закупает около 60% всей продукции. Для рынка это исключение. Мы работаем над увеличением предсказуемости в бизнесе. И долгие годы хеджируем риски и заключаем контракты на покупку валюты на полгода вперед. И чтобы ни произошло за эти полгода, мы купим валюту по тому же курсу, который закреплен в форвардной сделке. А в течение полугода можно найти выходы из любой ситуации.

— Вы перешли к этой модели после 2014 года?

— Не совсем так. Хеджируем валюту мы давно. А вот после 2014 стали думать, как обезопасить наши сделки еще больше. В 2014 году все наши контракты были долларовыми на условиях выпуска аккредитивов, то есть банк гарантировал за нас оплату в случае просрочки платежа. Когда хлопнуло 16 декабря 2014 году [черный вторник, обвальное падение рубля по отношению к курсу доллара США и евро — ред.], банки сообщили, что больше не смогут предоставлять нам аккредитивы, что означало, что все будущие поставки мы должны покупать за предоплату. Это было эпично и трагично одновременно, поскольку денег в долларах из-за нового курса стало в два раза меньше.

Мы собрали группу и поехали в Китай. На протяжении месяца встречались с китайскими партнерами, доказывая свою надежность и договариваясь о сохранении текущей отсрочки, но уже без банковский гарантий, а только под честное слово и опыт работы с нами. Другого выхода не было. Сегодня мы работаем с китайскими поставщиками только «на доверии». У нас есть контрактные обязательства, но нет гаранта. К тому же, 60% наших договоров — в рублях. И год от года работаем над увеличением этого процента. Мы смогли этого добиться благодаря хорошим взаимоотношениям и долгой истории компании, которая показывает, что мы никогда не подводили партнеров.

«МЫ НЕ ПОНИМАЕМ ЗАКОНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО БИЗНЕСА»

— В 2017 году вы открыли первый магазин под брендом befree в Польше. Каковы результаты этого эксперимента?

— Мы пришли к выводу, что вообще не понимаем законы бизнеса на польском рынке. Мы не понимаем, в чем там бизнес. Пошел второй год нашей работы в Польше, но мы не видим позитивных сдвигов в продажах. Оценивая затраты, мы пока не видим ценности в присутствии на этом рынке. Может быть, это связано с особенностями польского рынка fashion-ретейла. Это самый дешевый рынок Европы. Любая концепция продается на 20-30% дешевле, чем в России. А уровень затрат остается на том же уровне.

— В чем особенности польского рынка?

— В Польше магазины не работают по воскресеньям. А выходные дни раньше были самыми торговыми. В этом году половины воскресений нет, в следующем — не будет всех воскресений для торговли. Для нас это очень чувствительно. Уйдет львиная доля продаж. Ошибочно думать, что трафик перераспределяется по остальным дням недели. Этого перераспределения нет, а затраты остаются теми же.

К тому же, Польша сильна своими маленькими производствами. У них жива культура маленьких лавочек. Для нас это было новым, и мы пока не нашли решений, как быть дальше.

— Как вы будете действовать дальше?

— Мы точно не будем открывать новые магазины. В каких локациях мы бы ни открывали — результат один и тот же. Мы до конца года понаблюдаем, а потом примем решение — остаемся и развиваемся или уходим.

— Может быть, стоит попробовать выйти в другие страны?

— После польского опыта, наверное, нет. Мы подождем. Пока у нас есть, чем заняться в России. Нельзя заниматься всеми проектами одновременно, какими красивыми они бы ни были. Из всех регионов нашего присутствия Россия развивается лучше всего с точки зрения результатов нашей компании.

КОЛЛАПС БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА

— Каковы ваши планы на 2019 год?

— В России еще есть, что прокачать. Здесь поле не паханное. Будем открывать собственные магазины, какие-то релоцировать, развивать онлайн-продажи.

— Перестанет ли рынок стагнировать в 2019 году?

— Я вообще не знаю, что будет с рынком. Это будет зависеть от решений, которые принимают «думающие о народе люди». Если все останется как есть, рынок будет жить в своих 2,5 трлн руб.

— Какие прогнозы по развитию рынка вы закладываете в своей компании?

— Мы понимаем, что все может в один момент поменяться. Чтобы бы мы ни планировали, мы будем думать о том, как выживать. Можно выстраивать долгосрочную стратегию, но она никогда не реализовывается. Главное — как будут чувствовать себя потребители. Когда у людей нет уверенности в завтрашнем дне, не растут ни рынки, ни компании.

Я читал, что 84% собственников российского бизнеса хотят продать свои активы. Это ли не коллапс бизнес-сообщества? Самая активная часть населения хочет остановиться и уехать. Это самый страшный сигнал в обществе, который может быть на сегодняшний день. А ведь бизнесмены — это люди, которые могут развивать страну.

Состояние рынка зависит от решений наверху. Если люди почувствуют уверенность, все будет нормально. Но я привык быть скептиком.

Справка

Михаил Уржумцев — кандидат на Премию РБК Петербург 2018 в номинации «Менеджер». Экспертный совет Премии отметил значительный рост прибыли компании в условиях стагнации рынка. Познакомиться со всеми кандидатами на Премию можно на сайте проекта.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Перед пресс-конференцией Путина и Моди причесали ковер. Видео Политика, 12:11
Делегации России и Индии подписали ряд соглашений Политика, 12:09
Моди обратился к присутствующим по-русски «Добрый день» Политика, 12:08
Ставка на рост и надежды на ставку: инвестиционные стратегии на 2026 год #всенабиржу!, 12:04
США решили не допустить «постоянного расширения» НАТО Политика, 12:03
Глава «Росатома» сообщил о крупнейшем топливном контракте для АЭС в Индии Экономика, 12:01
Искусство жить: как устроен премиальный ЖК в Марьиной роще РБК и TATE, 11:56
Как заводить полезные знакомства?
Интенсив о нетворкинге
Подробнее
Как перестать бояться публичных выступлений: 10 советов Образование, 11:53
В JPMorgan назвали условие для роста биткоина. Что влияет на криптовалюту Крипто, 11:51
Фактор климата: какой экономический эффект дают прогнозы погоды Национальные проекты, 11:50
Конный эскорт и переговоры: как начался второй день визита Путина в Индию Политика, 11:49
Ушаков сообщил о «неистовой работе» Кушнера по миру на Украине Политика, 11:44
Кучеров повторил рекорд Курри в НХЛ среди европейцев Спорт, 11:43
Рейс из Москвы в Дубай совершил срочную посадку в Баку из-за пассажира Общество, 11:43