Конкуренция терминалов: на Балтике анонсирован еще один крупный проект
В Высоцке построят зерновой терминал стоимостью 5,5 млрд руб. За последние годы это уже не первый проект по созданию крупных портовых мощностей на Балтике. Комментируя ситуацию, эксперты указывают на опасность переизбытка терминалов, что приведет к ужесточению конкуренции между ними. В то же время конъюнктура мирового рынка продовольствия на данный момент складывается так, что инвестиции в перевалку пищевых грузов скорее всего будут оправданы, полагают специалисты.
Объемы вырастут на четверть
Соглашение о строительстве нового зернового терминала подписали 31 августа заместитель председателя правительства Ленобласти — председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Олег Малащенко и генеральный директор ООО «Порт Высоцкий» Вадим Павлов в рамках XXXI международной агропромышленной выставки «Агрорусь».
Грузооборот нового терминала планируется в объеме 4 млн тонн в год, что на четверть увеличит общие объемы отгрузок зерна через порты Ленинградской области. Терминал будет способен принимать маршрутные отправки до 68 вагонов с последующим накоплением зерновых культур в специализированном складском парке емкостью 240 тыс. тонн.
«Объем инвестиций в проект составит порядка 5,5 млрд рублей, планируется создание 50 новых рабочих мест. Специализированный комплекс будет построен с соблюдением всех экологических норм», — уточнили в пресс-службе администрации Ленобласти. Судя по высказываниям Олега Малащенко, «новый терминал будет способствовать развитию общего экспортного потенциала региона», в том числе, зернового. Впрочем, кто будет инвестором нового проекта, каковы сроки его реализации и кто будет ключевыми грузоотправителями, пока неизвестно.
Борьба терминалов
Между тем, как ранее сообщал РБК Петербург, в Ленобласти запущено несколько подобных проектов, находящихся сейчас в разной стадии реализации. Первым, вероятно, откроется зерновой терминал на 7 млн тонн LUGAPORT, который уже практически построила в Усть-Луге ГК «Новотранс». «Планируем первую очередь комплекса запустить уже в 2023 году», — сообщил в мае генеральный директор ООО «Универсальный торговый терминал «Усть-Луга» (оператор проекта LUGAPORT) Алексей Жарков.
На ПМЭФ-2022 было подписано соглашение о строительстве к 2026 году в Усть-Луге группой компаний «Содружество» терминала для экспорта и импорта зерна и других пищевых грузов мощностью до 10 млн тонн в год с объемом инвестиций более 30 млрд руб.
Приморский УПК строит зерновой терминал на 5 млн тонн с перспективой увеличения до 7 млн тонн (ожидаемый срок ввода терминала в эксплуатацию — 2025 год). В рамках ПМЭФ-2022 компания подписала соглашение с Группой ОЗК (торгово-логистический оператор сельскохозяйственной продукции) о расширении географии будущих экспортных поставок российского зерна за счет стран Африки.
Также железнодорожный оператор «Технотранс» ранее подписал соглашение с Ленобластью о строительстве «Высоцкого зернового терминала» на 4 млн тонн в год в том же порту Высоцк. Завершить реализацию этого проекта инвестор рассчитывает в 2023 году.
Конкурентное преимущество
В намечающейся конкурентной борьбе терминалов руководитель проекта «ДОРН» Андрей Карпов считает наиболее выигрышной позицию ГК «Содружество». «Эта компания отличается от всех остальных владельцев терминалов тем, что будет переваливать собственное зерно, производимое структурами самой группы. Это гарантирует загрузку терминала, — считает эксперт. — Конкуренты собираются переваливать чужое зерно, а это создает риски перенаправления грузопотоков на другие, например, черноморские порты при каких-то изменениях рыночной или логистической конъюнктуры».
Несколько иную оценку дает гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Он указывает на то, что конъюнктура на мировом рынке зерна сейчас благоприятствует реализации подобных проектов, поэтому новый терминал ООО «Порт Высоцкий» скорее всего не будет испытывать дефицита грузов. «Потенциал роста перевалки пищевых грузов существует и очевидно, что новый терминал будет востребован», — полагает эксперт.
Стратегические перспективы
Нынешние западные санкции вряд ли сильно помешают экспорту российского зерна, считают эксперты. «Пищевые грузы в этом плане защищены, — говорит Михаил Бурмистров. — Пока нет предпосылок введению эмбарго на какие-то наши пищевые грузы, по крайней мере, на удобрения и зерно». Андрей Карпов не видит особой угрозы еще и потому, что российский зерновой экспорт идет главным образом в «дружественные» страны Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки.
Что касается ценовой конъюнктуры в перспективе нескольких лет, когда терминал будет построен (на это уйдет года три-четыре), то предсказать ее сейчас очень трудно, отмечает Михаил Бурмистров, поскольку, по его мнению, нет оснований полагать, что нынешняя конъюнктура крепкого рубля продлится достаточно долго. Особых проблем с обеспечением терминала оборудованием к моменту активного строительства эксперт не ожидает — как и с возможностями обеспечивать его стабильную загрузку, поскольку, по его мнению, Россия останется крупным производителем зерна. Впрочем, возможны некоторые проблемы с сервисным обслуживанием комбайнов, а также с поставками семян и других необходимых компонентов. «Эти вопросы тактические и несомненно будут решены», — уверен Михаил Бурмистров.