РБК Pro Как подбирать идеальных сотрудников: пять советов работодателям РБК Pro Что делать, если силовики арестовали руководителя: рекомендации юриста РБК Pro Некому платить: как пострадает рынок недвижимости США РБК Pro Поиск работы и развитие карьеры: советы для руководителей среднего звена Читайте больше на РБК Pro
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В командовании ВС США усомнились в данных о сговоре России с талибами Политика, 04:23 СМИ узнали об испытании Турцией ЗРК С-400 с американскими истребителями Политика, 04:11 В Петербурге восстановили граффити с изображением Бродского Общество, 03:40 СМИ сообщили о гибели сына экс-главы набсовета банка «Открытие» после ДТП Общество, 03:29 Володин назвал политическим решение ЕСПЧ о выплате €7,8 тыс. Рашкину Политика, 03:09 В Киеве заявили о задержании «куратора ДНР из ГРУ» Политика, 02:37 В ВКС России назвали срок поставок ЗРС С-500 «Прометей» в войска Технологии и медиа, 02:19 Пожар произошел в отеле Radisson в Грузии Общество, 01:48 Не самое веселое поколение в истории: подростки Восточной Европы Совместный проект, 01:34 Пользователи сообщили о сбое в работе «Ростелекома» Технологии и медиа, 01:22 США введут визовые санкции против китайских чиновников из-за Тибета Политика, 01:17 Россия представит СБ ООН проект о продлении поставок гумпомощи Сирии Политика, 01:09 На Зеленского составили протоколы из-за нарушений в декларации Политика, 00:36 В Киеве задержали двоих россиян по подозрению в подготовке преступлений Политика, 00:34
С.-Петербург ,  
0 

В России заработала новая система борьбы с нелегальными товарами

Фото: Замир Усманов/Интерпресс
Фото: Замир Усманов/Интерпресс

С 1 июля в России становится обязательной маркировка в системе «Честный знак» для лекарств, обуви и табака. Маркировать их обязаны производители, импортеры, дистрибьюторы, представители оптовой и розничной торговли, включая аптеки и медицинские организации. Большинство опрошенных РБК Петербург компаний готовы работать в системе, однако указывают на целый ряд ее технических дефектов. Кроме того, представители бизнеса сомневаются в том, что маркировка способна в одиночку решить свою главную задачу — избавить рынок от контрафакта.

Масштаб проблемы

По замыслу правительства, маркировка «Честный знак» позволит покупателю через бесплатное мобильное приложение проследить весь путь товара от производства до прилавка магазина или аптеки, получив всю информацию о товаре, включая страну-производителя, срок годности и состав. Таким образом инициаторы внедрения системы рассчитывают решить проблему контрафакта и нелегальной продукции.

Пока о доле контрафакта или фальсификата можно судить лишь по оценочным данным. Они, впрочем, дают представление о масштабе проблемы. Причем в некоторых сегментах (например, на рынке меховых изделий) фактический объем контрафакта может оказаться в 10 раз больше оценочных цифр, отмечают в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ), который разработал систему «Честный знак».

В табачной отрасли доля контрафакта в России по состоянию на третий квартал 2019 года составляла 15,6% от суммарного объема продаж, сообщает ЦРПТ со ссылкой на исследование Nielsen. Сумма недополученных акцизов и НДС по итогам 2020 года может превысить 100 млрд руб., подсчитали крупнейшие табачные компании. Не менее сложная ситуация наблюдается на рынке обуви, где только в сегменте кроссовок оборот контрафакта достиг 77 млрд руб., или почти 33% оборота рынка, пишет ЦРПТ со ссылкой на свежую оценку Brandmonitor.

Не менее остро проблема стоит в сфере торговли лекарствами. В 2019 году Росздравнадзор изъял из обращения около 7 млн упаковок лекарственных препаратов, признанных фальсифицированными, недоброкачественными или контрафактными.

«Серая» продукция

С одной стороны, доля контрафакта в аптечном ретейле относительно невелика. Исходя из общего количества проданных лекарств (в 2019 году оно, по данным DSM Group составило 5,1 млрд упаковок), доля фальсификата не превышает 0,1% рынка.

С другой стороны, как отмечают в компании БСС, главной проблемой российского рынка лекарств является «серая» продукция. «Легально произведённое и качественное лекарство поставляется в бюджетные учреждения, но далее не доходят до пациентов, а различными схемами попадает в аптеки и продаётся как коммерческий товар», — описывают проблему в пресс-центре БСС. Благодаря маркировке «серая» продукция должна практически исчезнуть за довольно короткий срок, что значительно повлияет на региональные рынки и аптечные сети, убеждены в компании.

Правила постоянно меняются

По состоянию на 29 июня было зарегистрировано более 66 тыс. участников товарооборота в сегменте лекарств, более 56 тыс. — в сегменте обуви, более 80 тыс. — табачных изделий. Выдано около 16 млрд кодов, в том числе 13 млрд — на пачки сигарет, около 1,2 млрд — на лекарства, более 2 млрд — на обувь. Всего в системе работает уже более 230 тыс. компаний, их количество растет, отчитался ЦРПТ. Большинство игроков в разных отраслях готовы работать в новой системе, поскольку на адаптацию у компаний было достаточно времени, отмечают в пресс-службе ЦРПТ. Так, в фармацевтической отрасли эксперимент длился 3,5 года, в табачной и обувной — более двух лет. В ГК «Эркафарм» заявили, что подготовились к маркировке лекарств ещё в третьем квартале 2019 года и сейчас успешно происходят отгрузки маркированного товара от поставщиков «Протек», «Р-Фарм», «Гранд-Капитал».

Тем не менее, некоторые из опрошенных РБК Петербург компаний сообщили о сложностях в работе с системой. Так, ассоциация «СоюзФарма», которая объединяет 4 тыс. аптек в 47 субъектах РФ, направила письма председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с предупреждением о неготовности аптек к маркировке, пишет «Фармвестник».

Аптеки жалуются на технические проблемы при подключении к системе: частое зависание сайта и постоянные перебои в его работе, а также отсутствие консультационной поддержки. Кроме того, затраты на внедрение системы маркировки аптеки называют значительными (до 43,7 тыс. руб. на одну кассу, указано в письмах «СоюзФарма») и просят Госдуму рассмотреть возможность налогового вычета на сумму расходов, связанных с маркировкой препаратов для аптечных организаций, применявших ЕНВД.

«Хотя наш холдинг полностью готов, включая аптечную сеть «Алоэ», мы видим, что система маркировки по сегодняшний день модернизируется, меняются алгоритмы работы», — отмечают в БСС. Как поясняют в компании, необходимые малым лечебно-профилактическим учреждениям и аптекам сервисы были запущены буквально за несколько дней до запуска системы, поэтому участники рынка не успевают их освоить. Крупные же компании столкнулись с изменениями правил маркировки — в уже готовые и валидированные системы за несколько недель до старта необходимо вносить принципиальные изменения, что невозможно. «Как пример — запрет сборных коробов, т.е. нельзя в одну коробку добавить «Аспирин» и «Мезим», — отмечают в БСС. В компании подчеркивают, что перебои в поставках лекарств точно будут, так как сейчас очень много ошибок и у производителей, и у конечных получателей, однако значимых изменений ассортимента не должно произойти.

Только этого мало

Участники табачного рынка считают маркировку эффективной, но отмечают, что для полноценной борьбы с нелегальным оборотом сигарет необходимы и другие меры. «Несмотря на курс правительства по борьбе с незаконным оборотом продукции на российском рынке, мы видим, что принятых на сегодняшний день мер недостаточно для предотвращения стремительного распространения нелегальных сигарет в России», — констатирует Игорь Черкасский, руководитель «БАТ Россия» по вопросам борьбы с нелегальной торговлей. По его словам, для кардинальных изменений на нелегальном рынке необходимо в первую очередь усилить контроль за перемещением товаров через границу РФ, установить лимит при перевозке сигарет из стран ЕАЭС без акцизной марки РФ для личного пользования, а также возложить ответственность за урегулирование ситуации с нелегальной табачной продукции в регионах на местные власти. Пока же ситуация даже в одном регионе может кардинально отличаться: так, в Ростове-на-Дону доля нелегальных сигарет составляет половину всего табачного рынка, а в соседнем Краснодаре — около 6%, приводит пример Черкасский.

Александр Мироненко, директор по связям с ЕАЭС и защите торговых марок аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России, считает, комплексный подход должен включать в себя предсказуемую взвешенную налоговую политику государства, более жесткие санкции за производство и сбыт нелегальной табачной продукции (в том числе обязательное уничтожение изъятой нелегальной табачной продукции и оборудования, используемого для производства такой продукции), контроль за оборотом производственного оборудования, повышение эффективности и совершенствование контрольно-надзорной и правоприменительной практики, введение правительством единой минимальной цены на табачную продукцию.

Черкасский подчеркивает, что текущая ситуация в мире и в России только усугубляет проблему нелегальной торговли табаком, так как доходы населения снижаются, люди теряют работу, а следовательно спрос на дешевую продукцию будет увеличиваться.