Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 4 августа Общество, 17:33 Адвокат осужденного Уилана сообщила об отправке его в колонию в Мордовии Общество, 17:28 Дерипаска заявил о попытках «отжать» ГАЗ с молчаливого согласия ЦБ Бизнес, 17:24 Захарова ответила на слова Лукашенко о задержанных в Белоруссии россиянах Политика, 17:20 Как HRD в кризис сделать карьеру, развивать персонал и сохранить команду Pro, 17:19 Голунов не получал информацию об отсутствии заказчика в своем деле Общество, 17:16 Bloomberg сообщил о сокращении 4 тыс. сотрудников Booking Бизнес, 17:11 В Чечню «на перевоспитание» из Москвы вернули более 100 молодых людей Общество, 17:09 Защита и прокурор обжаловали приговор историка Юрия Дмитриева Общество, 17:03 В МВД предложили изменить статью об исчислении срока наказания водителям Общество, 16:57 Акции Virgin Galactic Ричарда Брэнсона рухнули на 13% из-за допэмиссии Инвестиции, 16:54 Экс-король Испании уехал в Доминикану на фоне расследования коррупции Общество, 16:46 Кинологи объяснили, что нельзя давать собакам Стиль, 16:45 СМИ узнали о желании Малкома уйти из «Зенита» в топ-чемпионат Спорт, 16:22
С.-Петербург ,  
0 

РБК Петербург узнал о судьбе пяти портовых мегапроектов Ленобласти

Фото: Александр Чиженок/Интерпресс
Фото: Александр Чиженок/Интерпресс

В условиях экономического кризиса и пандемии коронавируса реализации крупных инвестпроектов Петербурга и Ленобласти оказалась затруднена. С проблемами, в частности, могут столкнуться проекты развития портовой инфраструктуры, анонсированные на Петербургском международном экономическом форуме 2019 (ПМЭФ).

За два дня до даты, когда должен был начаться ПМЭФ 2020 (отменён из-за коронавируса), РБК Петербург рассказывает об этих проектах и их перспективах. Пока из пяти портовых проектов, презентованных на прошлогоднем форуме, на стадии строительства — только один. 

Востребованное зерно

В рамках ПМЭФ 2019 было анонсировано создание сразу трех терминалов, инвесторами которых выступают ХК «Новотранс», ООО «Приморский УПК» и ООО «Сухогрузный перевалочный Высоцк». Также были представлены проекты новых производств (ориентированных на экспорт) на территории портов. Инвесторы этих проектов — компании «Еврохим» и «Русгаздобыча» (совместно с «Газпромом»).

Пока к строительным работам приступил лишь один инвестор — ХК «Новотранс» (по данным СПАРК, 74,9% акций принадлежат руководителю компании Константину Гончарову, 25% — АО «ХК Сибирский деловой союз»). Компания создает многопрофильный терминал в порту Усть-Луга, который будет заниматься перевалкой зерновых, пищевых, генеральных и навалочных грузов с общим объемом 24,26 млн т в год. Инвестиции в проект — 46,5 млрд руб.

Компания активно ведет строительные работы (в проект уже инвестировано более 6 млрд руб.), сообщили в пресс-службе «Новотранса». Первую очередь планируется ввести в 2023 году, вторую и третью — в начале и конце 2024 года соответственно.

По мнению аналитиков, активная реализация проекта связана с номенклатурой его грузов. «Это диверсицифированный проект, который будет обрабатывать традиционно востребованные на внешних рынках товары: пищевые грузы, зерно. На Северо-Западе сейчас вообще не хватает мощностей по перевалке зерна, поэтому новый комплекс «Новотранса» будет загружен», — полагает главный редактор ИАА «Портньюс» Виталий Чернов.

Угольный тренд

Во время прошлогоднего ПМЭФ также были презентованы два проекта по перевалке угля. Компания ООО «Сухогрузный перевалочный комплекс Высоцк» (согласно СПАРК, 99% принадлежит кипрскому оффшору, 1% — бизнесмену Евгению Коневу) обещала построить к 2021 году терминал по перевалке 7 млн т угля. Мощности комплекса планировалось удвоить к 2023 году. Общий объем инвестиций в проект — 24 млрд руб. Ранее о курировании этого проекта публично заявил глава «Лукойла» Вагит Алекперов.

Создание крупного угольного терминала мощностью в 20 млн т в год предполагает и проект ООО «Приморского УПК» (по данным СПАРК, 28% принадлежат известному петербургскому бизнесмену Илье Траберу, остальные доли — его партнерам). Терминал должен стать частью перевалочного комплекса за 90 млрд руб. в порту Приморска.

В «Приморском УПК» на вопросы РБК Петербург о ходе реализации проекта не ответили, с ООО «СПК Высоцк» связаться не удалось. По данным администрации Выборгского района (на его территории планируется построить оба терминала), инвесторы пока не вышли на этап строительных работ. «Сейчас разрабатывается рабочая документация проектов. После прохождения ее в госэкспертизе инвесторы смогут приступить непосредственно к строительству», — сообщили в комитете экономики и инвестиций администрации Выборгского района.

В пресс-службе Агентства экономического развития Ленинградской области уточнили, в свою очередь, что «проект «Приморского УПК» реализуется в штатном режиме». В этом году должны начаться строительные работы ж/д ветки и первой очереди порта. Проект «СПК Высоцка» находится на предпроектной стадии, его инвестор занимается оформлением земельных участков.

Эксперты с осторожностью оценивают перспективы обоих проектов. «Прошлогодний тренд на снижение спроса на уголь в Европе и уменьшение объемов его перевалки через порты Северо-Запада продолжается в 2020 году. В такой ситуации строить новые угольные мощности без господдержки на Балтике сложно», — говорит Виталий Чернов.

Дорогие удобрения

Еще один ожидаемый проект — создание второй очереди аммиачного завода компании «ЕвроХим» в Кингисеппском районе. В рамках ПМЭФ во время запуска первой очереди проекта совладелец «ЕвроХима» Андрей Мельниченко заявил, что завод будет производить 1,5 млн т аммиака и карбамида (азотные удобрения). Инвестиции в проект составят 2,5 млрд долл. Компания также планирует построить в Лужской губе терминал по перевалке удобрений.

По данным Агентства экономического развития Ленинградской области, сейчас «ЕвроХим» — в процессе оформления земельных участков под проект, «ведутся предпроектные работы». Однако, по словам источника РБК Петербург, близкого к ходу реализации проекта, окончательное решение о строительстве аммиачно-карбамидного завода, которое должен принять совет директоров компании, пока не озвучено.

Начальник аналитического отдела УК ЛМС Дмитрий Кумановский говорит, что сейчас сложилась неблагоприятная ситуация для новых проектов в сфере производства и перевалки удобрений. «Спрос на удобрения в Европе в связи с эпидемией коронавируса и сокращением доходов аграриев резко снизился. Кроме того, европейские производители предлагают азотные удобрения по более низкой цене, чем российские, что делает нашу продукцию — неконкурентоспособной. Поэтому сейчас увеличивать объемы производства и поставок в Европу азотных удобрений нет смысла», — полагает эксперт.

Триллионы в газ

Особняком стоит самый дорогой заявленный на ПМЭФ 2019 проект по созданию газохимического комплекса в Лужской губе. Объем инвестиций в него год назад оценивался в 700-900 млрд руб., сейчас — в 2,4 трлн руб. В рамках этого проекта предполагается строительство двух комплексов — завода по производству сжиженного природного газа (СПГ), а также газохимического производства. Первый будет принадлежать «Русхимальянсу» — совместному предприятию «Газпрома» и «Русгаздобычи»; газохимический комплекс «Русгаздобыча» будет строить самостоятельно.

В настоящее время инвесторы пытаются решить вопрос финансирования проекта. В ноябре 2019 года ВЭБ выдал «дочке» «Русгаздобычи» — «Балтийскому химическому комплексу» — кредит на 111 млрд руб. За год госкорпорация планировала привлечь и других кредиторов. В частности, одним из вариантов финансирования газохимического комплекса в Усть-Луге может стать создание фондов коллективных инвестиций для привлечения денег граждан в проект. Об этом в интервью РБК говорил председатель правления госкорпорации ВЭБ.РФ Игорь Шувалов.

По данным пресс-службы Агентства экономического развития Ленинградской области, по проекту «РусХимАльянса» ведутся предпроектные работы и оформление земельного участка. Проект внесен в Схему территориального планирования РФ.

Аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин напоминает о некоторых рисках проекта, связанных с эпидемией коронавируса. Продление карантина, его словам, может привести к снижению ВВП стран ЕС и РФ в 2020 году на 6-15% и сокращению потребления газа, в то время как до эпидемии аналитики прогнозировали рост спроса на 3% ежегодно. Тем не менее, даже в случае резкого уменьшения потребления энергоресурсов у России все же есть перспективы увеличить экспорт. «Дело в том, что добыча газа в ЕС сокращается. Так, к 2030 году будет закрыто демонстрирующее признаки истощения Гронингенское газовое месторождение в Нидерландах, которое производит 11% потребления газа в ЕС», — напоминает эксперт. Таким образом, у «Газпрома» будет возможность увеличить экспорт СПГ с 11% в 2018 до 16% в 2030 году как раз за счет нового проекта на Балтике, заключает Александр Осин.