Англичане устроили овации оперной труппе Большого
Это был триумф русского балета, который в Англии помнят до сих пор; именно с 1956 года ведет отсчет международная слава Большого балета и даже само название "Большой балет". Оперная же труппа выступает в Ковент Гарден впервые, и поскольку опера Большого менее востребована на зарубежных площадках, чем балет, нынешние гастроли особенно важны для театра.
В гастрольной оперной афише Большого театра - два «полярных» спектакля: мистическая опера Прокофьева «Огненный ангел», которую поставила в 2004 году модный американский режиссер Франческа Замбелло, и имперский, роскошный, исторически достоверный «Борис Годунов» Мусоргского 1948 года. И зрители, и критика оценили обе оперы более чем благосклонно.
В первый вечер на суд англичан был представлен авангардный «Огненный ангел», вероятно, в знак того, что Большой - уже не тот театр, который гастролирует только с «Лебединым озером» и «Спартаком». Расчет оказался верным: публика встретила овациями постановку сложнейшей, не часто исполняемой оперы Прокофьева. Среди зрителей-слушателей были замечены Принц Майкл Кентский с супругой, Маргарет Тэтчер, члены британского парламента. Приветственное письмо труппе Большого театра направил премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Спектакль оценили как яркий, зрелищный, работу артистов назвали профессиональной, а режиссуру - убедительной. Британским критикам понравились многие певцы: Татьяна Смирнова, Борис Стаценко, Евгения Сегенюк, Александр Науменко, Максим Пастер, Роман Муравицкий. А о дирижере Александре Ведерникове газеты писали, что он добивается «потрясающей игры от оркестра».
Вслед за «Огненным ангелом» настал черед «Бориса Годунова», безусловно, более экзотичного для иностранной публики. Спектакль специально к лондонским гастролям был обновлен, хотя уже в будущем театральном сезоне в репертуаре Большого появится новая версия оперы, которую создаст известный кинорежиссер Александр Сокуров. Грандиозная постановка сталинской эпохи, проработанная до мелочей и в режиссерском, и в сценографическом плане, смотрелась еще более величественной на фоне экспрессионистичности и гротескности «Огненного ангела». И певцы, и оркестр под управлением Ведерникова показали высокий профессиональный уровень. А о молодом солисте Михаиле Казакове в роли Бориса критика говорила как о «настоящем открытии». Конечно, на англичан произвел впечатление и опытный Владимир Маторин, но поскольку в первом показе «Бориса Годунова» на сцену вышел Казаков, большая часть лавров досталась именно последнему. Публике полюбились и другие басы из России - Тарас Штонда и Валерий Гильманов. Британская критика отметила и работу Елены Манистиной, Оксаны Ломовой, Ирины Долженко, Виталия Таращенко, Максима Пастера.
Впереди - выступления балетной труппы на сцене Ковент-Гарден.