Автоматической торговле в РФ мешают налоговики и вандалы
Камнем преткновения в вендинговой торговле сегодня является требование о применении контрольно-кассовых аппаратов. "Когда писался Закон №54-ФЗ ("О применении контрольно-кассовой техники"), такого понятия как автоматическая торговля вообще не существовало", – говорит генеральный директор Vendorus group Екатерина Полушина. Вот почему Федеральная налоговая служба, по выражению Е.Спиваковского, методично "долбает" индустрию автоматической торговли.
Однако на уровне логики и, что более важно, в судах с налоговиками торговые автоматы все же признаются средством лоточной торговли, попадая, таким образом, в список исключений из закона №54-ФЗ (объекты разносной, развозной мелкорозничной торговли: киоски, павильоны, цистерны, автолавки и т.п.). И судебно-арбитражная практика говорит в пользу предпринимателей, но тем не менее все остается по-прежнему. А сами "автоматчики" продолжают вести объяснительную работу с Минфином, Госдумой и т.д. о том, что нигде в мире автоматы не выдают чеки и т.п.
В то же время интерес ФНС к вендинговому рынку вполне понятен: потенциал продаж через торговые автоматы в стране (продуктов, услуг, аудио- и видеодисков, периодики) оценивается аналитиками на уровне более 1 млрд долларов в год, а потенциал продаж самих автоматов - в 150 млн - суммы не маленькие.
Кстати, рентабельность на вендинговом рынке, по словам Е.Полушиной, оценивается в среднем в 22-30%. Правда, бизнес является достаточно капиталоемким – с 10 автоматами можно только "попробовать" рынок, но при специализации потребуется минимум 100 "одноруких продавцов", – говорят участники рынка. И при том, что каждый стоит 3-7 тысяч долларов, порог входа для малого бизнеса оказывается достаточно высоким (от 300 тысяч долларов). А помимо покупки или аренды самих автоматов расходов требует и аренда площадей для них, и оплата электроэнергии, трафика (в случае продажи услуг), логистики размещения и т.д. Зато 100 автоматов могут обслуживаться всего 10-ю работниками. Средний срок эксплуатации автомата – 3 года. Экономия на человеческом факторе колоссальная.
В то же время для "тугих кошельков" это не самый привлекательный бизнес. Фондовый рынок предлагает большую рентабельность. Так что автоматическая торговля – удел малых и средних компаний, делают выводы эксперты. Любопытно, что о своей переквалификации на операторов и производителей торговых автоматов декларировали недавно "игровики", однако, по словам заместителя гендиректора ГК "ЭПС" (сочетающих операторский бизнес с производством автоматов) Александра Крылова, на рынке пока что их еще не видно.
Заметим, производство автоматов в России имеет ряд своих особенностей. "Россия – специфический рынок, – говорит А.Крылов. – Важна вандалоустойчивость, большой объем продаж приходится на горячие напитки". Но, судя по тому, что производство в стране еще не развито, превалируют все же импортные автоматы: в 2006г. рост импорта вендинговых аппаратов составил 190%. И большая часть из них предназначена для продажи кофе и горячих напитков (79%); прохладительные напитки – на втором месте (12%); на третьем – комбинированный тип (9%). Нетрудно догадаться, что крупнейшими операторами в РФ являются компании Nestle и Coca-Cola.
Остается добавить, что рынок автоматов в России сегодня еще на начальной стадии (даже в Москве сохраняется задел роста), и для его развития понадобится около 10 лет. По данным исследований, на рынке преобладают кофе-машины – 39% от общего количества, за ними следуют киоски (связь с Интернетом, фото-будки и т.д.) – 20%, а на третьем месте снек-машины – 18%, доля автоматов для приготовления пищи – 7%.
Мировым лидером вендинга является Япония (около 60% всех продаж), где на 1 автомат приходится 20 человек, следом идут США – 1 автомат на 40 человек, во Франции 1 автомат на 100 человек и т.д. Россия пока отстает от стран ЕС почти в тысячу раз. Но уже в ближайшие полгода советская газировка вернется на улицы городов РФ, обещает одна из компаний-производителей автоматов: дизайн автомата "газвода" сохранится, из новшеств добавятся только одноразовые стаканчики.