Микрофинансисты не отмоются
Как стало известно РБК daily, Банк России хочет повысить ответственность микрофинансовых организаций (МФО) за несоблюдение антиотмывочного законодательства. Регулятор видит риски ухода банкиров-отмывальщиков в менее регулируемый сектор и предлагает по аналогии с отзывом лицензий у банков исключать из реестра МФО, которые не справляются с финмониторингом. Гендиректор компании «Городской кредит» Денис Сергеев считает, что ужесточение требований сильно увеличит финансовую нагрузку на сектор, и готов свернуть бизнес, если не найдет возможности интеграции с банком.
МФО, как кредитные организации и участники финансовых рынков, подпадают под действие закона 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Нарушение закона грозит отзывом лицензии, но деятельность МФО лицензированию не подлежит, поэтому ответственность у них ниже, чем, например, у банков. В ЦБ, который с сентября является регулятором сектора, считают, что это открывает микрофинансистам поле для злоупотреблений: есть риск, что банки, занимающиеся легализацией преступных доходов, переводят отмывание в МФО.
«Чтобы этого избежать, ЦБ инициирует внесение поправок в законодательство, согласно которым одним из основанием исключения из реестра МФО станет нарушение норм 115-ФЗ», — рассказывает источник РБК daily в ЦБ. Также, по его словам, регулятор предложит изменить некоторые нормативные акты по вопросам противодействия отмыванию в отношении участников финрынка (издаются правительством), «подтянув» их к тем, которые издаются ЦБ для кредитных организаций.
Денис Сергеев не уверен, что даже крупные компании в полной мере соблюдают требования 115-ФЗ. «Не так просто вводить новые процедуры, — отмечает он. — Когда приняли 115-ФЗ, я работал в банке «Первое ОВК», и банкиры тоже сначала не знали, как правильно соблюдать его, чтобы у регулятора не было претензий», — говорит он. В компании «Городской кредит», которую возглавляет г-н Сергеев, разработана методологическая база в соответствии с законодательством, и идентификация клиента проводится по всем правилам. «Но обмена данными с Росфинмониторингом пока не производим, — поясняет он. — Во-первых, наши операции не подпадают под определение сомнительных. Во-вторых, для многих МФО это очень дорогостоящая процедура, нужно установить специальное программное обеспечение, нанять обученного сотрудника, а масштаб бизнеса не тот, чтобы эти расходы были посильными».
На данный момент реестр МФО насчитывает более 4 тыс. организаций, объем рынка превышает 50 млрд руб. Эксперты отмечают, что внимание ЦБ к этому сегменту не случайно. «Хорошо известно, что эффективным каналом отмывания являются как раз операции с небольшими суммами, повторяемые много раз, — это позволяет избежать контроля со стороны служб финансового мониторинга, — считает партнер компании «ФБК-Право» Александр Сотов. — Поэтому сегмент микрофинансирования является потенциальным инструментом для легализации криминальных денег в далеко не микромасштабах».
В Росфинмониторинге считают этот вопрос назревшим. «Отсутствие у организаций с нелицензируемым видом деятельности ответственности за нарушение 115-ФЗ, аналогичной отзыву лицензии у банка, дает им неоправданные конкурентные преимущества», — пояснил РБК daily заместитель директора Росфинмониторинга Павел Ливадный. Он отмечает, что сейчас подзаконные акты, издаваемые правительством для некредитных организаций, перекликаются с нормативными актами Банка России, но передача ЦБ этих полномочий правительства была бы логичной в рамках преобразования в мегарегулятора.
С точки зрения борьбы с отмыванием угроза исключения из реестра может стать лишь «хлопушкой», ведь исключение вовсе не является основанием для прекращения деятельности МФО. Для рынка последствия могут быть не очень заметными, если ЦБ будет применять крайнюю меру, когда у МФО есть действительно грубые нарушения законодательства. «Например, доказано, что она не сообщает ЦБ о сделках, подлежащих обязательному контролю, или скрывает подозрительные сделки, — рассуждает президент НАУМИР Михаил Мамута. — Но если она, к примеру, нарушила на один день сроки подготовки сотрудников по противодействию отмыванию, то с точки зрения логики это не должно быть достаточным поводом для исключения из реестра».
По мнению Александра Сотова, если требования к микрофинансовым организациям в части организации внутреннего контроля, порядка идентификации клиентов приблизят к банковским правилам, то для МФО это будет достаточно критично, так как возрастут их расходы на то, чтобы им соответствовать.
Денис Сергеев также опасается увеличения финансовой нагрузки на сектор. «Рынок в любом случае будет укрупняться, но с ужесточением требований по борьбе с отмыванием некоторые компании вынуждены будут уйти в нерегулируемый сектор или вообще уйти с рынка. В частности, если мы не найдем возможности интеграции с каким-нибудь банком, то свернем деятельность», — предупреждает он.