Ученые объяснили, как дети учатся говорить
На первый взгляд, причина очевидна - в первые месяцы жизни малыша родители проводят с ним очень много времени. Однако ученые уверены, что не меньшую роль играет звуковая структура слов.
Исследователи из университета провинции Британская Колумбия считают неслучайным тот факт, что во многих языках слова, называющие родителей, состоят из повторяющихся слогов. Например, "мама" и "папа" в русском, "papa" в итальянском, "tata" ("дедушка") в венгерском.
В ходе исследования ученые сравнивали, как реагирует мозг новорожденного на сочетания различных звуков. Более чем 20 младенцам (2-3 дней от роду) включали аудиопленку, на которой были записаны несуществующие слова. Некоторые из них заканчивались на повторяющиеся слоги ("мубаба", "пенана"), в других слоги были разные ("мубаге", "пенаку").
Оказалось, что мозговая активность ребенка повышалась в височной и левой фронтальной областях при звучании слов с повторяющимися смежными слогами. Если же такого созвучия не было ("бамуба", "напена"), активность мозга существенно не менялась. Таким образом, наука подтвердила, что родители делают правильный выбор, когда учат своего ребенка произносит слова "мама" и "папа". В то же время результаты исследования позволяют предположить, что способность распознавать повторяющиеся звуки каким-то образом уже заложена в сознании человека, говорят ученые.
"Языковой центр у большинства правшей находится в левом полушарии головного мозга. Это согласуется с результатами проведенных исследований и подкрепляет наши предположения, что люди уже рождаются со способностями, позволяющими нам понимать родной язык и обучаться ему методично и эффективно", - сказала руководитель научной группы Джудит Джервейн.
Результаты исследования канадских ученых опубликованы в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.