Рост невысокого передела
Российские металлурги еще в 2014 году активно наращивали экспортные продажи. Но уверенно они конкурируют лишь с продукцией невысоких переделов, производство высокотехнологичной стали снижается.
Помогла Украина
В январе пять из шести основных российских металлургических компаний традиционно публикуют результаты операционной деятельности (последняя – группа «Мечел» – раскроется в феврале). Совокупно пять холдингов выплавили 60,2 млн т стали, улучшив результат 2013 года на 2,2%. В целом по России, по данным Всемирной ассоциации производителей стали (Worldsteel), объем производства стали вырос на 2,6%, до 70,7 млн т.
Металлургам удалось нарастить производство на фоне падения внутреннего спроса на сталь. По данным отраслевого агентства «Металл-эксперт», в прошлом году потребление металлопродукции в России снизилось на 1,2%, до 40,9 млн т. Это первое падение спроса на сталь в России с кризисного 2009 года. Например, в 2013 году был рост на уровне 4%.
Падение внутреннего спроса могло быть еще сильней, но помогла Украина – снижение импорта на 33,8%, до 1,8 млн т, согласно данным ФТС. Но в основном металлургам помог экспорт.
Спрос на сталь за рубежом, наоборот, рос. В Европе, например, по данным Worldsteel, потребление металлопродукции выросло на 4%, в США – на 7%. В мире в целом – на 2%.
Как в 2009 году
По итогам 2014 года Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) Виктора Рашникова увеличил производство стали на 9,1%, до 13 млн т, относительно прошлогодних результатов, сообщила компания во вторник. Из них 2,1 млн т ушло зарубежным потребителям – это на 23,2% больше, чем годом ранее. Рост поставок на внутренний рынок был не таким впечатляющим. В структуре сбыта ММК доля экспорта выросла до 17,7% с 15% в 2013 году. Росту продаж способствовали «благоприятная конъюнктура на сырьевых рынках» и девальвация рубля, говорится в материалах компании.
Благоприятная конъюнктура для ММК – это дешевое сырье. Компания только на 19% обеспечена собственной железной рудой и на 36% – углем (по состоянию на 2013 год). А руда и уголь в 2014 году сильно подешевели – на 47 и 20% соответственно. Мощным драйвером роста стал обесценившийся на 45,6% к доллару рубль. Падение цен на сырье снижает себестоимость производства ММК, делая его продукцию более конкурентоспособной. А слабый рубль дает российским металлургам преимущество на экспортных рынках, так как 70–90% издержек осуществляется в рублях.
Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) Владимира Лисина в четвертом квартале 2014 года увеличил поставки за границу на 20%, до 2,3 млн т, доля экспорта составила 59%. Об увеличении объема поставок сообщал и Evraz, крупными акционерами которого являются Роман Абрамович и Александр Абрамов, не раскрывая точных цифр. «Северсталь» Алексея Мордашова в начале прошлого года активно наращивала долю поставок на внутренний рынок, но со второго полугодия зафиксировала соотношение импорта и экспорта.
Интерес российских компаний к экспортным рынкам не ослабило даже прошлогоднее падение спотовых цен на сталь в среднем на 20%. В то же время в России металлопродукция подорожала на 8,6%, говорится в отчете ММК. Девальвация рубля не только компенсировала падение валютных цен на экспорте, но сделала его более привлекательным, говорит Александр Литвин из «ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс».
Слабый рубль сделал наиболее прибыльными на экспорте стальную заготовку и полуфабрикаты – продукты первых переделов, отмечает Андрей Третельников из Rye, Man & Gor Securities. Например, Evraz в 2014 году увеличил долю данного вида продукции с 26 до 31% «в результате переориентации продаж с внутреннего рынка на экспорт», сообщала компания. НЛМК нарастил продажи полуфабрикатов на 4,8% в 2014 году и почти на 12% в четвертом квартале.
Текущая ситуация повторяет события 2009 года, говорят сотрудники двух компаний. Тогда на фоне обвала рынков российские металлурги увеличили продажу заготовок и полуфабрикатов, а загрузка мощностей по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью была низкой. Прокатные мощности в мире есть везде, а свое дешевое сырье есть не у всех иностранных металлургов, поясняют собеседники спрос на российский полуфабрикат.
В ближайшее время ситуация на металлургическом рынке вряд ли улучшится, думает Третельников. Сталь высоких переделов продается в основном дома, крупнейший ее потребитель – строительная отрасль (около 50%). Здесь будет спад на уровне 10% в 2015 году и на 25% в 2016-м, считает управляющий партнер DNA Realty Антон Белых. Машиностроительная отрасль, третий по величине потребитель металлопродукции, в этом году может снизить объемы производства на 10%, прогнозирует глава Минпромторга Денис Мантуров.