Налоговый тайм-аут
В Минфине окончательно определились с размерами налогового пряника для Дальнего Востока. Согласно подготовленному министерством проекту поправок в Налоговый кодекс (НК) новые инвестиционные проекты будут освобождены от налога на прибыль на десять лет. Исключение составят нефтяные, табачные, алкогольные и финансовые компании.
Чтобы получить налоговые преференции, дальневосточным стартапам нужно заявить о намерении вложить в бизнес не менее 150 млн руб. в течение трех лет (либо 500 млн руб. за пять лет). Еще одно требование Минфина — отсутствие филиалов вне региона. Кроме этого, организация должна иметь в собственности или долгосрочной аренде земельный участок, на котором планируется реализация инвестиционного проекта. Льготным режимом не смогут воспользоваться компании, занимающиеся добычей нефти и газа, производители табака и алкоголя, а также финансовые структуры.
Кроме федеральной преференции компания сможет получить региональный бонус — снижение (вплоть до обнуления) ставки налога на прибыль в первые пять лет работы фирмы. В течение последующих пяти лет ее размер не может составлять менее 10%. В настоящее время ставка налога на прибыль составляет 20%, из которых 18% зачисляется в региональный бюджет, а 2% — в федеральный.
За налоговые каникулы для новых дальневосточных предприятий изначально ратовал министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев. Чиновник аргументировал это неиспользованным потенциалом для роста инвестиций. В 2011 году инвестиции из разных источников в регионы ДФО составили почти 1 трлн руб. (10% — иностранные, 90% — отечественные, причем из 10% иностранных инвестиций прямые инвестиции составляют от 2 до 4%, все остальные — портфельные).
Позже на заседании президиума Госсовета Владимир Путин поддержал идею, поручив обнулить ставку налога на прибыль для новых производств. При этом президент подчеркнул, что речь должна идти о промышленных предприятиях с инвестициями не менее 500 млн руб.
В Минфине РБК daily пояснили, что «дополнительных расходов на реализацию программы не будет, а эффект для бюджета будет известен после подачи заявок по объему инвестиций». О дополнительных поступлениях в бюджет действительно говорить еще рано, тем более что пока не понятно, окажут ли льготы прогрессивное влияние на инвестиции, скептичен профессор кафедры региональной экономики и экономической географии НИУ ВШЭ Алексей Скопин. «Проекты в основном рассчитаны на длительный период — 10—15 лет, поэтому разговоров об окупаемости не может быть, а то, что будет зарабатываться до этого времени, будет идти в компенсации компании», — поясняет он.
Впрочем, если наряду с подготовленными Минфином поправками в НК появятся и другие «инструменты воздействия» на инвестклимат, регион выиграет, добавляет профессор экономического факультета МГУ Мусаев Расул. «Успех реализации региональной политики предполагает необходимость перехода от унитарного подхода к дифференцированному регулированию в части исполнения бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики», — уверен он. Решение действительно может быть выгодно для региона, согласен главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов. Однако для этого планку требований необходимо снизить: сейчас поправки ориентированы на крупный бизнес, который способен привлечь действительно большие инвестиции.В регионе рост в значительной мере должен обеспечиваться мелким бизнесом, и такой объем для них не по плечу», — считает г-н Девятов.