Аптечные сети взяли курс на парафармацевтику
Как рассказал в эфире программы "Сфера интересов" на РБК-ТВ коммерческий директор аптечной сети "Ригла" Сергей Грачев, сегодня все сетевые аптечные игроки развивают парафармацевтику. Регион отстает от Москвы по развитию нелекарственной розницы на два-три года. Так, в Москве в структуре продаж аптечных сетей на долю нелекарственного ассортимента приходится 40%, а в регионах - 30%.
В целом по рынку к 2012г. соотношение лекарственного ассортимента и нелекарственного достигнет 60% и 40% соответственно, тогда как в аптечных сетях это соотношение будет составлять 50 на 50. "Причем 50 будет пограничной цифрой, - говорит С. Грачев. - Доля лекарственных средств в любом случае будет находиться не ниже этой границы за счет роста цены упаковки, которая одна из самых низких в России, и потребления лекарств".
Причин успеха парафармацевтики может быть несколько. Аптека может заработать на нелекарственном ассортименте больше, чем на лекарственном. Закон не ограничивает аптеки размерами торговых надбавок в отличие от лекарств. Как отмечает генеральный директор DSM Group Александр Кузин, лекарственные средства имеют наценку в 32%, в то время как наценка на парафармацевтику составляет 40% и более. По утверждению других аналитиков, в брендовых аптечных сетях наценки на нелекарственные препараты начинаются от 50% и могут доходить до 100%.
Отметим, что косметические компании стимулируют развитие нелекарственной розницы в аптеках, пытаясь найти новые каналы сбыта, в частности место на аптечной полке. Представители аптечных сетей свой выбор делают в пользу тех производителей, чьи марки широко известны потребителям, а технологии, по которым они работают, подтверждены международными стандартами. Как говорят представители аптечных сетей, доверие к аптеке обусловлено выбором товаров на полке.
Добавим, что при увеличивающихся в разы продажах производители предоставляют в аптеки консультантов по своей продукции. В свою очередь аптеки приглашают на работу фармацевтов, провизоров, которые могут дать профессиональную консультацию по всем лекарственным препаратам и лечебной косметики. Для продвижения товарных категорий аптечные сети выпускают информационные бюллетени, проводят совместные акции с производителями, тратя на это около 60-70% своего бюджета.
Аптеки, которые переходят на открытую форму торговли специально для нелекарственного сегмента, учитывают и свое месторасположение. Зачастую люди забегают в аптеки, чтобы без лишней траты времени в очередях, какие бывают в супермаркетах, купить зубную пасту, шампунь, памперсы. "Существует такая волшебная цифра. Если мимо аптеки проходит 10 тыс. человек в сутки, то имеет смысл переходить на открытую форму торговли. Тогда оборот аптеки может увеличиться в 1,5-2 раза", - раскрывает успех аптечных сетей А.Кузин.
Остается добавить, что специалисты прогнозируют рост фармацевтического рынка в два раза к 2012г., вместе с которым рынок парафармацевтики вырастет в три раза, к тому моменту его емкость составит почти 9 млрд долл.