Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Эксперты рассказали, как избежать плаксивости у школьников из-за нагрузки

В Минздраве впервые разработали рекомендации по снижению утомляемости школьников
Для здоровья детей важна грамотно распределенная нагрузка и режим дня. Об этом говориться в рекомендациях, впервые составленных подведомственными Минздраву учреждениями и Роспотребнадзором
Фото: Елена Афонина / ТАСС
Фото: Елена Афонина / ТАСС

Чтобы избежать у школьников потери аппетита, плаксивости, раздражительности, нервных тиков, аритмии и вегетососудистой дистонии нужно, чтобы их учеба была построена с учетом физиологических особенности и возраста. Об этом говорится в рекомендациях, которые впервые разработали Роспотребнадзор и подведомственные Минздраву Институт развития, здоровья и адаптации ребенка, ФНЦ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана, НМИЦ здоровья детей и Сеченовский университет.

Документ опубликовал Роспотребнадзор. Как следует из него, подобные методические рекомендации, разработанные Минздравом и Роспотребнадзором, вводятся впервые.

В документе специалисты описали признаки переутомления. К ним относятся:

  • потеря аппетита,
  • плаксивость,
  • раздражительность,
  • нервные тики,
  • аритмия,
  • вегетососудистая дистония.

Для полного восстановления работоспособности и ликвидации нервно-психических расстройств школьнику, который переутомился, могут быть необходимы более длительный отдых, комплексное лечение с применением лекарств, физиотерапевтических процедур или лечебной гимнастики, говорится в документе.

Рекомендации

Учителям рекомендуется делить урок с учетом физиологических особенностей детей и интенсивности их умственной деятельности на три этапа: период врабатывания — подготовительная часть урока (семь-десять минут), период наиболее высокой умственной работоспособности (25–30 минут), заключительная часть должна занимать не более семи минут, так как к этому моменту у детей повышается утомляемость. При этом отмечается, что дети могут отличаться по темпу усвоения материала в зависимости от возраста и состояния здоровья.

Изначальная продолжительность урока для первоклассников должна составлять 35 минут, затем ее необходимо постепенно увеличивать.

Кроме того, установлены четкие рамки на выполнение детьми домашних заданий: в первом классе выполнение домашнего задания должно занимать не более одного часа, во втором-третьем классах — не более полутора часов, в четвертом-пятом классах — два часа. У старшеклассников выполнение домашнего задание не должно занимать более трех с половиной часов. Приступать к выполнению домашних заданий рекомендуется после отдыха и спустя полтора-два часа после обеда.

Также описано, в какое время в зависимости от возраста дети должны ложиться спать для избежания сильной нагрузки на ЦНС.

Во избежание переутомления у детей эксперты рекомендуют строить образовательный процесс с учетом физиологических принципов динамики их умственной работоспособности и распределять урок по интенсивности. Также учителям рекомендуется исключить освоение программы двух лет за один год обучения.

Несмотря на то что формирование федеральных образовательных программ возложено на Минпросвещения, специалисты Минздрава и Роспотреба отметили, что учебную нагрузку в течение недели нужно распределять с учетом динамики умственной работоспособности школьников: с низким уровнем нагрузки в понедельник и пятницу и с нарастанием к середине недели. Кроме того, при составлении расписания для первых-четвертых классов эксперты рекомендуют чередовать предметы статистической и двигательной направленности, у обучающихся 5-11 классов — естественно-математической и гуманитарной направленности.

В течение учебного дня со школьниками также рекомендуется проводить различные упражнения для профилактики зрительного утомления, повышения активности ЦНС, снятия напряжения с мышц туловища, шеи и плечевого пояса, однако подчеркивается, что упражнения должны подбираться с учетом состояния здоровья школьников.

Согласно результатам исследования, которое весной 2021 года провел Институт образования ВШЭ, 72% школьников чувствуют себя уставшими. Усталость накапливается к концу учебного года, и чем старше школьник, тем больше он устает от нагрузок. Среди 11-х классов об усталости говорят 85% опрошенных. Среди причин усталости школьники называли загруженность уроками и домашними заданиями и недосып.

В 2022 году ВШЭ инициировала аналогичный опрос среди родителей школьников. По его результатам, на усталость чаще всего жалуются дети из семей с низким социально-экономическим статусом.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Образование"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 1 ноября
EUR ЦБ: 105,52 (+0,3)
Инвестиции, 31 окт, 17:32
Курс доллара на 1 ноября
USD ЦБ: 97,02 (-0,03)
Инвестиции, 31 окт, 17:32
В Подмосковье впервые появились платные парковкиОбщество, 03:00
В Брянске при атаке дрона на жилой дом пострадал один человекПолитика, 02:53
Дрон ВСУ атаковал многоквартирный дом в БрянскеПолитика, 02:13
Economist увидел признаки охлаждения Китая к сблизившейся с Россией КНДРПолитика, 02:10
Польша начала возводить укрепления на границе с РоссиейПолитика, 02:01
В еще одном регионе отчитались об отражении атаки дроновПолитика, 01:35
Умер автор песни «Люди встречаются» Олег ЖуковОбщество, 01:22
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Южная Корея не подтвердила обмен Россией технологий на военных из КНДРПолитика, 01:11
Блогеров с 10 тыс. подписчиков обязали передать сведения в РоскомнадзорОбщество, 01:00
Кулеба заявил о просьбе в 2022-м, чтобы Зеленский записал видеозавещаниеПолитика, 00:47
На «Госуслугах» открыли оформление справки об участии в спецоперацииОбщество, 00:30
У четверти свалок рядом с аэродромами не нашли отпугиватели птицОбщество, 00:19
Во Франции на аукционе продали пропавший из архива в России указ Петра IIОбщество, 00:12
Семин оценил шансы «Спартака» в дерби с ЦСКАСпорт, 00:00