Перейти к основному контенту
Общество⁠,
0

Миллион играючи

Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Основатели сети «Бэби-клуб» супруги Белонощенко в 2000 году разработали программу занятий для своей маленькой дочери, а теперь по этой программе занимаются 15 тыс. детей в почти двух сотнях клубов по всей стране.

«После трех уже поздно»

Зарегистрированное в Москве ООО «Бэби-клуб» Евгении и Юрия Белонощенко продает лицензии на открытие одноименных детских центров, специализирующихся на «бережном развитии интеллекта». Идея создать «академию для дошколят» пришла к супругам в начале 2000‑х: они не смогли найти в Самаре, где тогда жили, подходящего центра для занятий трехлетней дочери.

О том, что важно развивать детей в самом юном возрасте Евгения Белонощенко прочла в книге японского ученого Масару Ибуки «После трех уже поздно», которая «перевернула ее жизнь». Ибука считал, что в возрасте до шести лет мозг наиболее восприимчив к новой информации, именно в это время закладывается интеллектуальный фундамент человека.

Первые занятия Белонощенко вела сама и денег за них не брала: в квартире не первом этаже они оборудовали помещение и позвали соседей. Уже через полгода 3–4‑летние дети научились считать и читать. Убедившись в успехе своей методики, Белонощенко сделали занятия платными.

Первый клуб будущей сети открылся в Самаре в 2003 году. К 2007‑му, когда семья перебралась в Москву (Юрию Белонощенко предложили работать в «Тройке-Диалог»), сеть выросла до пяти центров, а в 2009‑м, когда супруги решили сосредоточиться на франчайзинговой модели, было уже 23 центра в столице, Самаре и Тольятти. «Были сложности с маркетингом, управлением закупками, наблюдались «девиации по качеству», — вспоминает Евгения Белонощенко. — Наемные директора на местах не выполняли всех моих требований, а мне хотелось, чтобы у каждого клуба был свой хозяин». Решено было отказаться от собственных клубов и развивать сеть по франшизе.

С помощью консультантов описали работу детского клуба, создали стандарты и методические рекомендации для педагогов. «Самое важное — это суметь отделить от себя все, что знаешь, — говорит предпринимательница. — Нужно все свои знания и навыки описать. Научиться эту информацию передавать третьим лицам».

«Бэби-клубы» чаще всего располагаются внутри жилых массивов — занимают 70–130 кв. м на первых этажах домов. «Вторая-третья линия домов — мы же не салон сотовой связи», — объясняет Белонощенко. Занятия проводятся в игровой форме в группах по восемь человек и продолжаются не более часа. «Бэби-клуб обладает уникальной методикой донесения информации до малышей в игровой форме», — подтверждает франчайзи, владелица клуба в Ново-Переделкино Инна Плешакова.

Средний чек сети в Москве — 8 тыс. руб. в месяц, в регионах — 4,5 тыс. руб. Стоимость абонемента зависит от расположения клуба и выбранных занятий. Например, на сайте сети говорится, что базовый абонемент на курс «Бэбик» в московском районе Марьино для малышей до 2 лет стоит 3 тыс. руб. при посещении занятий раз в неделю и 5,6 тыс. руб. при двухразовом посещении. Посещение там же «Бэби-сада» раз в неделю обойдется в 4,8 тыс. руб., два раза в неделю — 8 тыс. руб., три раза — 11,4 тыс. руб. На Кутузовском проспекте эти цены будут примерно на 30% выше. Провести «Бэби-праздник» будет стоить 14 тыс. руб. для членов клуба и 16 тыс. руб. для гостей.

Пятилетняя франшиза

Стоимость франшизы «Бэби-клуба» в 2015 году составляет 1,2 млн руб. на «одноформатный» клуб (одновременно может заниматься одна группа из восьми детей) и 1,3 млн руб. — на «двухформатный» (две группы). Ежегодно она дорожает на 100–150 тыс. руб. В ежемесячные расходы франчайзи входит роялти: до недавнего времени это был фиксированный платеж (в 1первый год работы — 15 тыс. руб. в месяц), сейчас платежи исчисляется в зависимости от площади помещения (для Москвы — 300 руб. с 1 кв. м).

Обучение персонала и владельца франшизы осуществляется централизовано и уже включено в сумму взноса. Но на каждый клуб есть определенный лимит на год: в случае большой текучки персонала за обучение придется платить отдельно. Чтобы этого не происходило, франчайзер берет на себя обязательства по отбору сотрудников: все выбранные на местах кандидаты должны пройти утверждение в центральном офисе.

Владелец франшизы поможет подобрать помещение и создать дизайн-проект будущего клуба, чтобы правильным образом организовать пространство, оптимизируя выручку с квадратного метра. «Мы даем все списки и артикулы на всю необходимую мебель», — отмечает Белонощенко. До конца 2015 года должна начать работать отдельная компания — «Бэби-клуб Production», которая будет отвечать за поставки партнерам-франчайзи мебели, инвентаря и одежды.

Расходы на открытие клуба оцениваются в 2,5 млн руб. для Москвы и в 2,1 млн руб. для регионов (без учета стоимости франшизы). Большая часть затрат идет на ремонт (до 65%) и закупку необходимого оборудования (до 25%), остальное — на рекламу, регистрационные действия (создание ИП, открытие счета и проч.), поиск персонала.

Срок действия франшизы — пять лет. Договор заключается непосредственно с Евгенией Белонощенко (как с индивидуальным предпринимателем), которая является владельцем торговой марки «Бэби-клуб». Заключаемый договор коммерческой концессии не дает франчайзи исключительного права на работу в конкретном городе: например, в Москве франшизу купили более 10 предпринимателей. В 2015 году сеть пополнилась 150 новыми клубами, прекратили работу — 14: на конец октября было 163 центра.

Белонощенко утверждает, что примерный срок окупаемости франшизы — 2 года, средняя рентабельность инвестиций — около 40%. Для того, чтобы бизнес вышел в ноль, достаточно нанять трех специалистов, взять им 3–4 помощника, пригласить 50 детей. «Выручка в 400 тыс. руб. в месяц позволит окупить аренду, выплатить зарплату и налоги», — отмечает она.

Средний портрет франчайзи выглядит так: женщина 30–35 лет, замужем, с одним ребенком. Но среди владельцев франшизы есть и мужчины. «Франчайзи должно быть интересно заниматься с детьми, — отмечает Евгения. — Наш отбор проходит только одна из двадцати заявок».

Клубная экономика: взгляд франчайзи

Первым франчайзи «Бэби-клуба» стал коллега Юрия Белонощенко по «Тройке-Диалог» Андрей Белявский. Он открыл три центра в Петербурге и доволен инвестициями. Вложения в «одноформатный» клуб площадью 90 кв. м составили у него 2,5 млн руб., в «двухформатный» площадью 140 кв. м — 3,5 млн руб. Два «одноформатных» клуба уже вышли на окупаемость. По словам Белявского, в сезон маленькие клубы обслуживают в месяц 140–160 детей со средним чеком в 4,5–5 тыс. руб., это позволяет им выручать 600–700 тыс. руб. в месяц. «Уровень «нулевой рентабельности» — это 65–70% загрузки клуба от действующего расписания, — рассказывает Белявский. — Низкий сезон — это летние месяцы, но мы стараемся за счет развлекательных и познавательных программ компенсировать отток клиентов».

Многодетная мать Людмила Савельева купила уже два действующих «Бэби-клуба» в Тольятти, их стоимость не раскрывает. «Это не первый мой бизнес, для меня иметь детский клуб — это радость, — объясняет она. — Я занимаюсь этим делом для души, как окупится, так окупится».

Москвич Алексей Поляков владеет тремя «Бэби-клубами» площадью от 110 до 160 кв. м каждый. Первый из них окупился за два года, как и было обещано. «Сейчас окупаемость лучше, поскольку цены на абонементы стали выше, мы смогли повысить качество работы, поэтому подняли цены», — объясняет Поляков. В клубах у Полякова работает по 9–10 человек, средняя наполняемость в высокий сезон — с августа по май — 120–150 детей. Для нулевой рентабельности должно быть 50–60 клиентов, считает предприниматель, но это зависит от стоимости аренды.

Инна Плешакова, которая одна из первых открыла «Бэби-клуб» в Москве — на Савеловской, говорит, что с первым клубом было трудно. «Не было опыта, как искать помещение, подбирать педагогов, — объяснила она. — Концепция сети предполагает, что педагоги не должны кричать на детей и командовать ими, найти таких не просто». Помещение также должно иметь свои особенности — окна в каждой комнате, отдельный вход, определенный метраж. «Инвестиции составили от 3 млн руб., аренда — около 1 тыс. руб. за 1 кв. м в месяц, — добавила она. — Но без опыта организационной работы вывести первый клуб на рентабельность мне удалось только к концу второго года работы». По ее словам, со вторым клубом — в Ново-Переделкино — все было намного проще: «Я уже знала, как его рекламировать — раздавать листовки, проводить уличные праздники, использовать «сарафанное радио», как подбирать персонал — студенток психологических факультетов, где арендовать помещение — в спальных районах».

Юлия Козлова, открывшая первый клуб в Челябинске в 2014‑м, также говорит, что штат удалось набрать не сразу: «сотрудников поменяла на 99% после первого года». Отбор был жестким — из 20 кандидатов могли подойти лишь двое. На открытие клуба площадью 130 кв. м Козловой понадобилось 3,5 млн руб., вернуть инвестиции она планирует за 2–3 года. Сейчас у клуба — 60 постоянных клиентов, средний чек — около 4,5 тыс. руб. в месяц.

Елена Боронина из Химок владеет двумя клубами, а третий продала. Оборот флагманского центра площадью 130 кв. м. — 0,9–1 млн руб. в месяц, его ежемесячно посещают более 150 детей. Средний чек — около 5 тыс. руб., продано 215 абонементов.

Все франчайзи говорят, что после того, как вокруг клуба сформировалась лояльная аудитория, основные расходы — это аренда и зарплаты персонала: 65% в совокупности. Затраты на коммунальные услуги, закупку инвентаря не превышают 10–15 тыс. руб. в месяц, аренда — 1 тыс. руб. в месяц. Владимир Майоров из Бутово платит своим сотрудникам около 25 тыс. руб. в месяц — в среднем за два дня работы в неделю, Плешакова — 30 тыс. руб. за 5–6 часов работы в утренние часы. «Для студентов — это достойная оплата, — считает Плешакова. — Они получают необходимый опыт и доход, обучаясь на дневном отделении».

Майоров считает, что открывать «Бэби-клуб» нужно тем, кто увлечен детьми: «Нужно любить заниматься с ними, знать основы педагогики — иначе будет сложно». А Боронина называет свой бизнес социальным: «Мне важно, чтобы услуги клуба были доступны для жителей моего родного города. Ведь ко мне ходят дети друзей и знакомых».

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 9 декабря
EUR ЦБ: 89,71 (+1)
Инвестиции, 08 дек, 23:46
Курс доллара на 9 декабря
USD ЦБ: 77,27 (+1,18)
Инвестиции, 08 дек, 23:46
Белоруссия поставила рекордный объем бензина в Россию. Что это значитПодписка на РБК, 00:01
Глава СК предложил расширить применение конфискации в делах о коррупции Политика, 00:00
Александр Бастрыкин: «Борьба с коррупцией – это марафон» Мнение, 00:00
В аэропортах Краснодара и Волгограда ограничили полеты Политика, 08 дек, 23:38
Почему к косметическим процедурам стоит добавить биотехнологии РБК и КИТ МЕД, 08 дек, 23:30
Вашингтон пригрозил отказом Трампа от урегулирования на Украине Политика, 08 дек, 23:15
Путин продлил ограничения на покупку долей в иностранных компаниях Финансы, 08 дек, 23:13
Новый год — с новыми силами
Как правильно отдыхать?
Узнать на интенсиве
Россия и Иран: история сотрудничества РБК и РЭЦ, 08 дек, 23:00
Путин подписал указ о призыве россиян из запаса на военные сборы Политика, 08 дек, 22:59
Зеленский назвал претендентов на пост Ермака Политика, 08 дек, 22:52
Что умеет видеоаналитика на производстве и в ретейле РБК х МТС Бизнес, 08 дек, 22:46
Орбан заявил, что получил гарантии Турции по транзиту российского газа Политика, 08 дек, 22:25
Почему Египет импортирует продукты питания РБК и РЭЦ, 08 дек, 22:23
Истина в стекле: как выбрать винные бокалы РБК и СберПервый, 08 дек, 22:05